Русские разработчики гонок сегодня делятся на три группы. Первые, вспотев и высунув язык, создают достоверные поездки по белокаменной Москве, и получается у них по-студенчески скверно. Одни проекты закрываются, другие выходят на прилавки сильно изувеченными, как LADA Racing Club или недавний «Московский водила». Лишь некоторые дотягивают до приемлемого уровня – например, «Адреналин 2: Час-Пик». Вторые старательно подражают Need for Speed: Underground, а третьи пытаются пародировать Carmageddon с его взрывами и кровищей под колесами. Пока таковых немного – фантазерские покатушки по трубам «Самогонки», пиротехнический балаган Dead Track: Resurrection и вот совсем свежий Armageddon Riders.
Безмозглая трагедия
С недавних пор екатеринбургская студия Targem Games выпускает крайне специфические игры, полные настоящего кровавого угара. Именно они сделали Sledgehammer – гонки на тяжелых грузовиках с трансформацией машин из обычных в боевые, постоянной стрельбой, взрывами и битвами на пилах.
Затем был экшен «Симбионт», который напоминает сознательный трэш про генетические эксперименты.
Автомобильное безумие Armageddon Riders – развитие духа именно «Симбионта». Такой же сознательный трэш, только лучше. Канва списана с классических макабрических гонок Carmageddon (первая часть трилогии вышла в 1997 году) – езда на шипастых машинах и уничтожение противников и пешеходов. Но если в оригинале мы давили старушек и мычащих коров, то тут нам на растерзание приготовлены толпы безмозглых зомби.
Сюжет в Armageddon Riders – «эпический», на грани фантастической драмы, сатиры и маразма. 24 сентября 2006 года в исследовательском центре «Атом-сити» из-за взрыва коллайдера образовалась брызжущая энергией аномалия. Почти все жители облучились и превратились в зомби, а экстренная комиссия признала город зоной бедствия и быстренько закрыла. «Зона» стала местом сбора различных контрабандистов, беглых преступников и прочих злодеев. Так гласит вступительная бумажка.
Да-да, подробности этой истории мы будем узнавать из обычных текстовых блоков. В начале и конце каждого уровня нам дают почитать короткий отрывок из якобы дневника главного героя. А там рассказывается то о рыдающем ночью над фотографией жены и детей маньяке-мстителе, то о постоянных попойках в барах, то о драматическом спасении незараженного человека от озверевшей толпы. Причем непонятно, серьезно ли это вещают разработчики или они отчаянно хохмят. Потому что читать надрывный текст о слетевшем с катушек Эйнштейне, который, оказывается, причастен к этой катавасии – весьма специфическое удовольствие. Впрочем, написаны тексты грамотно и интересно, прослеживается сюжет – и на том спасибо. Потому что история здесь отнюдь не главное.
В игре есть неплохая подборка бонусных арт-материалов.
Хруст под колесами
Armageddon Riders – это кровавые гонки по грязному разрушенному городу, полному обезумевших зомби. Оформлены они так: мы срываемся с места, несемся по треснувшему асфальту, прыгаем на трамплинах, собираем разноцветные сферы-бонусы (одни полностью ремонтируют машину, другие пополняют запас энергии нитро) и давим разлетающихся на части живых мертвецов. В почете здесь экстремальное вождение: заезды типа «задави двести зомби за пару минут» или «гладиаторские бои машин». Это когда на арену выезжают несколько зверских тачек, чтобы разгромить друг друга. Воевать в таких бойнях интересно в первую очередь из-за грамотного расположения сфер (особенно эффективна та, что усиливает разрушительную мощь тачки в три раза) и «аномалий» - так называются участки, где наша машина ускоряется. Именно эти безумства, а не классические круговые гонки – основное блюдо Armageddon Riders.
Тут разработчики дали волю фантазии: например, есть режим, где нужно освобождать дружественные драндулеты от атаковавших их зомби или выступать в роли «телохранителя» машины, которую яростно стараются забить какие-то мокрушники.
По городу мы разъезжаем свободно, но заняться чем-нибудь экстравагантным не получится: едем либо выполнять сюжетные миссии и побочные задания, либо в гараж, либо снова пробуем себя в пройденных эпизодах. Кстати, снова и снова проходить задания можно не только для чистого удовольствия, но еще и для повышения рейтинга. Называются здешние медали – «Mature», «Teen» и «Childish», то есть категориями оценок от американской компании ESRB. Такая вот сатира.
Покупая новые детали и улучшая машины на заработанные деньги, мы постепенно превращаем «железного коня» в настоящую машину убийства. Особенно эффектны «кенгурятники» - железки, навешиваемые на капот. Можно поставить тяжелые брусья – ими удобно разбивать другие машины, можно приобрести крутящиеся жернова, которые размалывают попадающихся на пути зомби. Другая интересная штука – обвесы, острые лезвия, автоматически выезжающие при приближении ходячей мертвечины и разрубающие ее пополам. Есть также «бустеры», газовые трубы, ускоряющие машину. Чем дороже они стоят, тем эффективней работают.
А вот выглядит Armageddon Riders серовато. В этом мире не хватает какого-то яркого безумия. Разбитые небоскребы, потрескавшиеся дороги, ржавые торчащие балки, пожухлая трава и скалы, запах радиоактивной пыли в воздухе – стиль и эстетика, конечно, чувствуются, только этого мало. Вспомните тот же Carmageddon, где были безумные трамплины и декорации в виде кровавого луна-парка. В Armageddon Riders ничего такого нет. Визуальный ряд слишком конформистский – ничего за гранью. А вот с музыкой все хорошо. Особенно порадовал рок от групп Beat Devils и The Stockman – бодрые хард-запилы с каплей кантри.
Больше всего Armageddon Riders напоминает не «родной» Carmageddon, а коктейль из Crashday и прошлогодних трэш-гонок Earache Extreme Metal Racing. Это бодрая, кровавая, старательно вылизанная игра, которой в то же время не хватает безумных выходок. Каких-нибудь малиновых карликов на колесницах и вычурных трамплинов. Чувствуется, что авторы не захотели оторваться на полную мощь. Сюжет приятный и интересный, но подается с ненужным трагизмом. Опустевший мегаполис мастерски выписан, но однообразен. Но в целом вполне зачетная попытка сделать наш, русский Carmageddon.