На стадии разработки Warhammer Online: Age of Reconing многие называли «убийцей World of Warcraft». И хотя в итоге игра получила массу призов от прессы, а некоторыми даже была названа лучшей MMORPG-2008, WoW она не убила. Более того, если в первые недели после релиза количество подписчиков Warhammer Online достигало 800 тысяч пользователей, то на данный момент это число сократилось до 300 тысяч человек. На фоне достижений World of Warcraft это не просто капля в море – это слезинка в океане. Однако не все еще потеряно. Долгожданный релиз русской версии Warhammer Online: Age of Reconing, состоявшийся в начале февраля, подтвердил две вещи: во-первых, у этой игры действительно есть отличный потенциал, во-вторых, этот потенциал привлекает многих.
Все ушли на фронт
Главная особенность Warhammer Online – это достоверная имитация настоящей полномасштабной войны, которая идет по всем фронтам. Армии Порядка и Хаоса схватились не на жизнь, а на смерть, и каждая раса вносит свою лепту в общее дело. На огромной территории одновременно развернулись три очага противостояния: высшие эльфы бьются со своими темными собратьями, гномы – с объединенной армией орков и гоблинов, Империя – с войсками Хаоса. Едва оказавшись здесь в роли представителя одной из рас, вы сразу же погружаетесь в атмосферу кипучей военно-полевой деятельности. Сюжет не откладывает дело в долгий ящик и не предлагает для начала «настрелять 20 саблезубых крысоволков»: вас сразу отправляют на передовую, в самую гущу событий. Имперца, например, попросят помочь отбить атаку на ближайшие села, спасти запертых в своих горящих домах поселян, а потом лично встать к пушкам, чтобы, как в каком-нибудь танковом симуляторе, вести огонь по наступающим хаоситам. Гоблинам и оркам придется сразу отражать нападение коротышек-бородачей, причем делать это нужно самым нетривиальным способом: кидаться грязью в скульптуры огромных гномов и разбивать бочки, в которых высадились на берег «хитроумные» коротышки.
Сюжет динамичен: выполнили несколько важных поручений – все, вас уже отправляют вперед, еще ближе к фронту, чтобы доложиться там какому-нибудь вояке и поступить в его распоряжение. А по прибытии вы можете обнаружить, что этого человека уже убили, хаоситы атакуют городские кварталы, стража еле сдерживает натиск супостатов, и вам теперь предстоит пойти на пылающие улицы, чтобы навести там хоть какой-то порядок. Одним словом, эта игра полна динамики и сильной, насыщенной атмосферы.
Стенка на стенку
Но куда важнее то, что тотальная война оборачивается постоянными столкновениями «стенка на стенку» между игроками. На каждой карте, где разворачивается действие определенных сюжетных глав, находятся несколько ключевых точек: их можно и нужно удерживать и отбивать. При этом в бою сходятся представители «профильных» сторон конфликта, то есть, например, высшие и темные эльфы, имперцы и хаоситы. Вокруг этих ключевых точек и важных объектов открыты Realms vs Realms-зоны (это местный аналог PvP), где на вас может свободно напасть вражеский игрок. Соответственно, каждый оказавшийся в это время и в этом месте становится членом одной большой команды: его действия приносят пользу всем, и сам он получает опыт и прочие бонусы, даже если не убивал лично конкретного орка или эльфа.
Кроме того, в любой момент с любой точки локации вы можете переместиться в один из нескольких специальных сценариев, где идет своеобразный мультиплеерный матч: захватывая и удерживая контрольные точки или доставляя флаг на свою базу, ваша раса за отведенное время первой должна набрать 500 очков. Принять участие в сценарии может игрок любого уровня, независимо от того, действует ли он в одиночку или в составе группы/отряда. Все это – не просто отвлеченные забавы, а часть общей войны. Все результаты схваток в режиме Realms vs Realms - и на общей карте, и в отдельных сценариях - влияют на общий ход противостояния между двумя расами. Чем чаще и успешнее вы действуете, тем ближе ваша сторона к тому, чтобы изменить баланс на доступных территориях в свою пользу, а в конечном итоге и захватить главную вражескую столицу. При этом свой вклад в общую копилку успеха вы вносите, даже если выполняете обычные квесты. Ведь большинство из них завязаны как раз на противостояние с враждебной расой. Таким образом Warhammer Online возводит в культ чувство локтя, ощущение сопричастности к общему делу – чтобы почувствовать это, тут не нужно идти на специальные арены, это чувство сопровождает вас повсюду.
Авторы всячески стимулируют именно участие в сражениях между живыми игроками. За успешные действия в режиме Realms vs Realms вы получаете массу бонусов, в том числе очки известности и влияния, а они в свою очередь играют ключевую роль в развитии персонажа. За известность и влияние вам выдают более мощную, «статусную» экипировку, за них же вы получаете уникальные для каждого из 20 классов «тактики» и «морали», которые либо пассивно увеличивают характеристики персонажа, либо представляют собой спецприемы, активируемые в бою. Наконец, известность открывает доступ к различным видам т.н. «мастерства».
Еще одной исключительной особенностью Warhammer Online можно назвать «публичные квесты» - это специальные сценарии, которые развиваются в различных уголках карты, независимо от вас. Оказавшись там, вы можете наряду с остальными игроками выполнять задания сценария, чтобы по итогам получить часть общей добычи. Эти сценарии достаточно интересны сами по себе, а кроме того, они опять же приучают действовать сообща, плечом к плечу.
За полученные знания, обнаруженные локации и встречи с уникальными персонажами начисляется опыт.
Хаос войны
Все это, конечно, хорошо, но запуск русской версии только подтвердил расхожее мнение, что в Warhammer Online есть проблемы с балансом. Опыт за неограниченное участие в Realms vs Realms идет куда щедрее, чем за убийство монстров и выполнение обычных квестов. С одной стороны, это хорошо: здесь можно совсем забыть о нудных поручениях из серии «принеси мне 20 шкурок или убей 15 разбойников». Вы можете исключительно биться с игроками. Но, с другой стороны, это обедняет игру: тут нет особого стимула исследовать мир, нет полноценного режима PvE. «А где же рейдовые боссы?» - разочарованно вопрошают многие игроки и возвращаются в WoW – там к главным злодеям не так просто пройти, к ним нужно подобрать ключик-тактику, и весь рейд из 25-ти человек должен работать как часы, или, если хотите, как симфонический оркестр. Кроме того, возможность участия в Realms vs Realms-сражениях любой группы и любого игрока любого уровня приводит к тому, что в матчах зачастую царит хаос и неразбериха. Получается такой «PvP для народа, где каждый может прийти и по незнанию сломать всю бережно выстроенную тактику. В WoW, по крайней мере, можно собрать premade – группу из закаленных бойцов, которая составит костяк отряда на ближайший бой. А еще можно сделать команду из двух, трех или пяти игроков, которые пойдут на арену сражаться против таких же сорвиголов с противной стороны, и случайным людям здесь места нет. Там есть ощущение эксклюзивности, избранности, тут – всеобщая демократия, которая некоторым быстро встает костью в горле. Да и сами сценарии, в которых можно сходиться «стенка на стенку», достаточно примитивны.
В Warhammer Online очень развитая система различных званий и титулов, которые даются за различные достижения.
Русский Warhammer
И пара слов собственно о русской версии. С технической точки зрения все обошлось без сбоев. Сервера работают и более-менее справляются с огромным числом желающих окунуться в мир Warhammer Online. А желающих действительно много: уже в первых локациях вы можете стать вольным или невольным участником масштабных потасовок на несколько десятков участников с каждой стороны. Правда, на момент написания этого текста работают лишь 2 из 4 серверов, но, надеемся, это временное явление. Порадовал и перевод. В игре огромный массив всевозможного текста, а большинство квестов прописаны на уровне того же World of Warcraft. И все это переведено вполне адекватно, грамотно и с сохранением специфики вселенной Warhammer. Эльфы говорят с величественным пафосом, люди набожны, но храбры, гномы постоянно поминают эль. Но особенно удались орки и гоблины.
«На нас набегает куча тупых мудрил со своими мудрячьими ходилками. Твоя идтить и стукать их многа-многа», - вводит в курс дела огромный зеленый орк, и настроение наше тут же улучшается. Но особенно радует, что в русской версии большинству монстров и предметов дан адекватный перевод: этим локализация Warhammer Online выгодно отличается от русских версий многих, в особенности азиатских MMORPG.
Одним словом, Warhammer Online: Age of Reconing – это, безусловно, новое слово в жанре. Игра предлагает массу собственных находок, которые, впрочем, на данный момент придутся по душе только тем, кто любит неограниченные сражения с живыми игроками. Остальных может отпугнуть тот хаос, который царит на полях бесконечных сражений. Если авторы хотят продлить жизнь Warhammer Online, им нужно думать над балансом и вводить в игру интересный PvE-контент.