Так исторически сложилось, что пошаговые RPG на консолях в подавляющем большинстве имеют японское происхождение и популярны исключительно у себя на родине. Представительницы жанра, как правило, пересекают океан только в одном случае – если принадлежат к достаточно раскрученной серии. Но даже родословная не гарантирует появления англоязычной версии. Долгое время за пределами досягаемости западной публики оставался и легендарный сериал Fire Emblem, некогда положивший начало симбиозу ролевых игр и стратегий. Ныне ситуация изменилась: благодаря неподдельному интересу аудитории к сериалу, новые главы достаточно быстро и регулярно выходят в США и Европе. Локализаторы не обошли вниманием и римейк самого первого эпизода, ставшего началом великой саги в далеком 1990 году. Почти двадцать лет эта замечательная игра оставалась достоянием восточных игроков. Преграды пали, и Fire Emblem: Shadow Dragon теперь доступна любому желающему. Несомненно, особую ценность этот проект представляет для фанатов, стремящихся восполнить «пробелы в образовании», но и новичку тоже есть на что взглянуть.
Рыцари и драконы
Сложно ожидать от игры 1990 года выпуска по-настоящему глубокого сюжета и нетривиального развития событий. Тем не менее, Fire Emblem: Shadow Dragon повествует о правильных и по-настоящему ценных вещах. В центре внимания судьба принца Марта, юного наследника трона королевства Альтиа. Его отец погиб в бою, его земли оккупированы бывшими союзниками, решившимися на подлость и предательство. Стоит за всеми безобразиями Дракон – сто лет тому назад его погрузил в анабиоз великий предок Марта, а теперь он пробудился от сна. Монстр жаждет возмездия и отправляет в путь своих вассалов. Силы не равны, принц вынужден бежать из родного замка, оставив на милость захватчиков родную сестру. Вместе с ним в путешествие отправляются верные рыцари, многие из которых верой и правдой служили отцу неоперившегося преемника. Ему предстоит взрослеть, он должен обрести могущество и вернуться домой в качестве освободителя. В отличие от прочих аспектов, сценарий сохранился почти в первозданном виде. Для лучшего понимания ситуации добавлены четыре пролога (фактически они заменяют обучающую кампанию); всего представлено двадцать пять глав. История впитала все стандарты жанра. Торжество справедливости, победа Добра над Злом, принесение в жертву личных амбиций ради общего блага. Банальные истины, никогда не теряющие своей актуальности.
Сопутствующие главному герою персонажи подразделяются на боевые классы. Смена рода деятельности для любого из них возможна, но только в том случае, если боец не принадлежит к какой-либо обособленной касте (например, к гильдии воров). Прокачка осуществляется традиционным способом: по мере уничтожения противников копятся очки опыта, за определенную сумму которых присуждается очередной уровень. Уникальность помощников подчеркивается достаточно непривычным способом: в случае гибели ни один попутчик не возвращается в активную команду. Смерть на просторах Shadow Dragon окончательна и бесповоротна, из чего проистекает ценность каждого союзника. В бою вам придется внимательно отслеживать состояние здоровья подчиненных, вовремя отводить раненых в укрепления (где каждый ход автоматически восполняет жизненную энергию), использовать ходы с максимальной эффективностью. В противном случае легко остаться без армии и без шансов на победу. Со временем на передний план выходит именно тактическое мастерство, определяющее успешность действий при ограниченных кадровых ресурсах.
Кое-кому крылышки сейчас подрежут.
Путь к большим победам
Боевая система построена с оглядкой на поздние части серии и опирается на так называемый «оружейный треугольник». На самом деле это всего лишь переведенный на электронно-вычислительную основу принцип «камень-ножницы-бумага», дающий преимущество определенному классу вооружения в конкретных ситуациях. Мечи эффективнее секир, те в свою очередь хороши против копий, ну а сами копья берут верх над мечами. Особняком стоят орудия дальнего действия, а также магия. Оружие имеет еще одно значимое свойство – изнашиваемость. Необходимо подбирать новые образцы, иначе увеличивается риск остаться с голыми руками прямо в разгар схватки. Универсальной тактики не существует. Многое зависит от комплектования обеих армий, да и рельеф местности играет далеко не последнюю роль: в лесах и горах составляющая основную ударную силу кавалерия менее эффективна. Серьезным подспорьем служит возможность предугадывать действия неприятеля. Специальная опция помогает не только узнавать дистанцию перемещения вражеских юнитов, но и подтверждать ее визуально. Имея перед глазами четко очерченные зоны активности вражеских войск, опытный полководец разместит собственных подчиненных с максимальной пользой.
Бить врагов в спину не зазорно.
Отдельных слов заслуживает работа дизайнеров. Карты выполнены достаточно условно (размещенные на них объекты далеки от соразмерности с боевыми единицами), однако разнообразие и гармоничность ландшафтов нивелируют все недостатки. Внешний вид персонажей реализован с уклоном в стилистику японской мультипликации, с характерными чертами вроде больших глаз и неестественной раскраски волос. Анимированные изображения героев регулярно всплывают в ходе многочисленных диалогов, не только предваряющих и завершающих миссии, но часто и прерывающих боевые сцены. Благодаря огромному количеству таких вставок, игра успевает в достаточной степени раскрыть образы персонажей. Крупные планы боев отдаленно напоминают поединки из Castlevania, причиной чему аналогичный ракурс и масштаб картинки, схожий антураж, а также изобилие деталей, символизирующих средневековье. Особую художественную ценность несут рисованные заставки. Их сравнительно немного, но практически каждая представляет собой эпическое полотно, достойное просмотра даже в отрыве от игрового контекста.
Многие поклонники тактических RPG искренне мечтали когда-нибудь увидеть официальный англоязычный релиз заглавного эпизода любимой серии. Почти двадцать лет спустя после его выхода Nintendo осуществила желание и подарила нам великолепный образец жанра. Конечно, речь не идет о полной идентичности римейка и оригинала, но понять суть игры и прочувствовать ее атмосферу удается без каких-либо затруднений. Не ждите от Fire Emblem: Shadow Dragon чудес – в свое время она сама по себе была чудом, теперь же превратилась в живую классику.