Zeno Clash – пожалуй, самый оригинальный и веселый экшен за последнее время. Вдумайтесь только: это чилийский файтинг, где нам предлагают художественно бить морду людям, разодетым под курицу, петуха или свинью. Действие при этом происходит в мире, который радостно мешает в одну кучу какие-то дикие племена, стим-панк и идеи полной свободы, ухода от реальности. Учитывая фееричный буйный дизайн и тот факт, что действие игры по большей части разворачивается на равнинах Латинской Америки, щедро утыканных кактусами, так и хочется сказать, что перед нами первая игра, целиком и полностью основанная на практиках расширения сознания. Мы такие практики, естественно, не одобряем. И вам не советуем. Но нельзя не признать: игра у чилийцев из Ace Team получилась шикарная.
Беги, Гэт, беги
Действие разворачивается в вымышленном мире Зенозоик. Здесь обитает то ли племя, то ли полукриминальная Семья, в которой «крестный отец» является прародителем рода в прямом смысле этого слова. Он натурально рожает новых членов банды. Зовут это умопомрачительное существо – Папа-Мама (Father-Mother), то есть он отец и мать для своих чад. Описывать его внешность – занятие совершенно неблагодарное, это действительно лучше один раз увидеть на окрестных скриншотах. Добавим лишь, что плодит новых членов общества Папа-Мама само, без чьей-либо помощи и участия, а детишки почему-то получаются всегда разные, на любой вкус и цвет. Одним из таких отпрысков угораздило стать нашего героя, юношу по имени Гэт. Нам достаточно туманно объясняют причины того, почему у него случился конфликт с Папой-Мамой и собственной Семьей, но суть в следующем: Гэт нарушил некий запрет, вышел за пределы ареала обитания своего племени, столкнулся с какими-то сумасшедшими анархистами (племя т.н. корвидов), призывающими всех освободиться от реальности. В итоге Гэт становится изгоем, родное племя начинает на него охоту, и он вынужден бежать куда глаза глядят вместе с некой симпатичной девицей Деадрой.
Куда они бегут, зачем – не слишком понятно. В этом смысле сюжет напоминает типичное арт-хаусное кино, например, «Мертвеца» Джима Джармуша, где важен не результат абсурдного путешествия героя по некой реке, а сам процесс.
И с процессом в Zeno Clash как раз все хорошо. Пробежка героев по долинам и по взгорьям полна забавных деталей, нестандартных ситуаций и встреч с удивительными (это еще, мягко говоря!) персонажами. Тут, есть, например, говорящая дверь, которая, прежде чем пропустить нас дальше, просит рассказать ей о маленьких желтых цветках на тонких стеблях, мотивируя это тем, что она всего лишь дверь и не может ничего знать о таких вещах. В какой-то момент на нашем пути встают огромные существа мукалозавры, напоминающие переевшую нитратов помесь жирафа и слона. На голове одного из них засел снайпер, охотник за головами Гэта и Деадры, который бросается в нас какими-то маленькими зверьками с парашютом и взрывчаткой на спине. А уже вскоре после этого мы бьемся с какими-то черными зомби, вырастающими из под земли… В самом начале игры мы встретимся с человеком (а человеком ли?), который надел на голову огромный горшок и решил идти только по прямой. Среди врагов попадаются люди, которые обожают долго биться головой о деревья…
Можно, конечно, крутить у виска, глядя на все это. А можно просто играть и наслаждаться оригинальным сумасшедшим миром и дизайном, чем-то напоминающим фильм «Кин-Дза-Дза» и игру «Вангеры». Но, естественно, нельзя все это воспринимать всерьез: игра пропитана иронией и стебом и заставляет вас искренне, самозабвенно хохотать. Кое-где авторы откровенно пародируют и известные игры, например, Prey.
Мукалозавры могут стать причиной настоящего землетрясения
Бей первым, Гэт
Основа игрового процесса в Zeno Clash – кулачные бои. Нет, периодически мы можем использовать какое-то холодное оружие, самодельные арбалеты, гранаты и даже снайперские винтовки, с некоторыми врагами и боссами иначе просто не справиться. Но 70% всех игровых ситуаций здесь разрешается именно с помощью кулаков. И решается крайне приятным образом. Дело в том, что чилийцы разработали весьма и весьма подробную систему ближнего боя. Здесь можно наносить серии ударов, ставить блоки, одновременно уклоняясь от атаки врага, проводить контр-выпады, лихо бить ногой в живот и ниже пояса, регулярно знакомить лицо неприятеля с коленом Гэта и выделывать прочие фокусы с помощью геройских конечностей. Учитывая, что, как правило, на нас нападают группами, а у врагов может динамически меняться эмоциональное состояние по ходу поединка (они агрессивны, подавлены, раздражены или напуганы), бои не надоедают. Единственная проблема во всем этом – их несбалансированность. Одни схватки слишком легкие, другие – слишком сложные. А многие поединки можно спокойно пройти на одном единственном ударе, не пользуясь ни блоком, ни прочими приемами из богатого арсенала игры. Дело в том, что выносливость почему-то расходуется очень выборочно: мощные удары не тратят ее, только блоки. Тут, конечно, есть явная недоработка. Впрочем, у авторов еще будет возможность провести работу над ошибками: вполне возможно, что нас ждет серия, во всяком случае, финал игры намекает на продолжение…
Все возможности для того, чтобы превратиться из яркого эпизода в полноценный боевик на несколько серий, у Zeno Clash есть. Игра не просто удалась: она уже стала локальной сенсацией. Оригинальный мир, буйный, фонтанирующий безумной фантазией дизайн, красивая картинка (игра ведь сделана на движке Source), ирония и стеб, проработанная система кулачных боев – все это вызвало массу восторженных откликов в профильных СМИ и у игроков.