Braid, выйдя за два месяца до феноменальной World of Goo, сама стала феноменом. Феноменом не только «независимых», но и коммерческих проектов. Независимая студия Number None совершенно, кажется, случайно сделала одну из лучших игр прошлого года на Xbox 360 и одновременно – одну из лучших PC игр года 2009-го.
Игры со временем
По скриншотам Braid можно легко спутать с платформером. Сходство исключительно внешнее: бесконечных прыжков здесь нет совсем. Задача каждого мира – составить пазл из разбросанных по уровням частей. Поиск каждой и есть вся суть головоломки. Главный герой умеет на манер Принца Персии управлять временем, за тем лишь исключением, что количество перемоток не ограничено. Погибнуть, соответственно, нельзя.
Другой интересной особенностью стала относительная свобода выбора заданий. Можно просто пробежаться по всем пяти мирам, собирая легкодоступные элементы мозаики, а затем уже спокойно приняться за остальные. Главное – не спешить и не лезть на youtube за подсказкой. Ведь в решении самых сложных пазлов и заключается соль игры.
Наши умения не ограничиваются кружением против часовой стрелки. Так, у героя есть уникальные способности: он может создать небольшое поле, замедляющее движение вокруг него, тень, в точности повторяющая наши действия до выбранного момента. Иногда все события проигрываются в обратном порядке. Наконец, в некоторых ситуациях течение времени полностью зависит от того, бежите вы или стоите. Разные условия создают в буквальном смысле разные игры. Общих приемов нет, Braid требует изобретательности и особой логики. Правила постоянно меняются, но зацепок, помогающих к ним приспособиться, оставлено достаточно. Какие-то поверхности позволяют герою застыть на месте при перемотке времени, а некоторые предметы разрешается использовать только единожды.
Поединки с боссом (всегда одним и тем же) каждый раз развиваются по-разному сценарию
Сюрреализм и пародия
Кроме того, Braid шикарно выглядит. Львиную долю очарования составляют сюрреалистические пейзажи. Яркие, тяжелые, прозрачные, темные, переливающиеся цвета создают непередаваемую атмосферу особой сказки. Качество прорисовки экранов не уступает даже New Super Mario Bros. Кстати, о «Марио». В Braid множество отсылок к самой популярной игровой вселенной Nintendo: спуск флага перед замком, в котором нет принцессы, цветы-пираньи, вылезающие из зеленых труб, сбор звезд, характерные пушки, стреляющие с разной амплитудой, а один эпизод копирует Donkey Kong. Здесь же мы находим множество пародий на знаменитое «Извините, но принцесса в другом замке». Замечательный юмор – очередная запоминающаяся черта игры.
В статье мы практически не упоминаем сюжет, но только потому, что он подан в виде сплошного, не озвученного текста, и притом достаточно специфического. Сюрреализм, специфическая вычурность характеризуют все компоненты Braid.
Этим и захватывает необычная головоломка от Number One, которую очень хочется назвать настоящей адвенчурой. Перед нами сложное, очень умное, фантастическое путешествие по сказочным мирам, стильное и незабываемое. В Braid стоит обязательно сыграть каждому, у кого есть Xbox 360 или PC.