Третье по счету мини-дополнение к лучшей RPG прошлого года получилось однозначно лучше двух предыдущих, но все равно не оправдывает всех возложенных на него надежд.
Живее всех живых!
Главное достоинство Broken Steel – это, конечно, возможность продолжать игру после завершения основного квеста оригинального Fallout 3. И не просто продолжать, а получать опыт и развивать персонажа: авторы выполнили свое обещание и подняли «level-up» с 20-го до 30-го уровня. Более того, они придумали новые перки, которые будут выдаваться на каждой второй из 10 новых ступеней вашего мастерства.
Второе, ради чего стоит приобретать Broken Steel, – сюжет, который, по сути, является прямым продолжением оригинальной истории. После того, как вы завершили начатое отцом и запустили очиститель, герой не умер, превратившись в кучку радиоактивного пепла: спустя две недели он очнулся в Цитадели Братства Стали, целый и невредимый. И, естественно, тут же был озабочен новыми проблемами. Братство собирается окончательно покончить с Анклавом, но почему-то готово это сделать исключительно нашими руками. На протяжении трех больших, разбитых на несколько этапов квестов мы старательно заменяем собой взвод спецназовцев, штурмуя в одиночку укрепленные базы Анклава и расстреливая толпы тяжеловооруженных врагов. И лишь пару раз паладины Братства Стали оказывают какую-то поддержку, причем в финале она приравнена к неинтерактивному ролику и ни на что, по сути, не влияет. Учитывая, что в дополнении появились новые особенно злобные и упитанные враги (среди них тяжеловооруженные анклавовцы, мутанты-оверлорды и гули-гренадеры), проходить Broken Steel в одиночку крайне затруднительно. Поэтому сразу советуем взять в напарники кого-нибудь из старых знакомых, а лучше всего – того мутанта, которого вы, будем надеяться, спасли в финале оригинальной игры.
Задачи – привычные для любого шутера: проникнуть, уничтожить, активировать, выкрасть, доставить на базу. Периодически авторы пытаются оживить повествование, продемонстрировав нам потрясающую сцену гибели огромного робота Братства Стали, прокатив нас на метро или дав возможность взять под контроль огромную тварь Коготь Смерти. Кроме того, здесь масса возможностей для хакеров, которые могут перепрограммировать различные охранные системы, взламывать терминалы с секретными данными и т.д. Наконец, в самом финале игра делает крутой поворот и дает возможность почувствовать себя плохим, очень плохим мальчиком (или девочкой): вы можете взорвать не базу Анклава, а Цитадель Братства Стали, погубив кучу народа, с которым еще недавно плотно общались. Причем последствия этого решения реализованы весьма атмосферно: огромная зияющая воронка на месте Цитадели еще долго будет служить немым укором остаткам вашей совести.
Порадовали и побочные квесты, связанные с доставкой очищенной воды. В них есть и фантазия (чего стоит одна секта безумцев, отравляющих воду и заставляющих всех в буквальном смысле светиться от радиации!), и элементы увлекательного расследования, и моральный выбор.
Папа вами был бы вряд ли доволен
Условности и читы
Однако в целом контент дополнения скорее разочаровывает. Побочных квестов до безобразия мало, сюжетные задания прямолинейны, а выбор, кого уничтожить в финале, прикручен, скорее, для галочки. Было бы куда лучше, дай нам авторы полноценную возможность вступить в ряды Анклава, чтобы на всем протяжении игры мучиться вопросом, против кого вести подрывную деятельность. Да даже просто придумай они более разнообразные и нетривиальные поручения, связанные с операцией против анклавовцев (диверсии, скрытое проникновение с переодеванием, попадание в плен и последующее феерическое бегство – вариантов масса!) – игра однозначно смотрелась бы лучше.
А так она напоминает не шибко изобретательную версию «Сталкера» или Half-Life 2, приправленную совершенно банальной историей про секретные научные эксперименты. По своей сути это не так уж и плохо, но, согласитесь, не совсем соответствуем нашим ожиданиям от авторов лучшей RPG прошлого года. К тому же сам сюжетный переход от оригинальной истории к дополнению шит белыми нитками. Каким образом герой выжил, если в финальном ролике мы своими глазами видели кучу светящегося пепла на его месте? И как выжили все на пустошах в том случае, если мы запустили вирус в очиститель, а в том же ролике нам сказали, что оные пустоши превратились в братскую могилу???
Разочаровывает и набор новых перков: по большому счету все они свелись к узаконенным читам. Один позволяет сбросить карму до нейтрального состояния, другой – наоборот, поднять ее до состояния «очень злой и противный», третий дает возможность навсегда избавиться от проблемы радиоактивного заражения, четвертый – от привыкания к алкоголю, пятый сразу добавляет в инвентарь все существующие в игре схемы оружия, шестой делает бессмертным вашего ручного песика. Все это, конечно, хорошо, но лучше бы авторы продумали какие-то более укладывающие в баланс ролевой игры умения, а вышеназванные вещи просто ввели в набор читерских команд.
Единственное, что однозначно радует в Broken Steel, - это новые монстры, о которых мы уже сказали выше, и новые виды оружия. Особенно будут довольны любители больших пушек - здесь появилось сразу два новых огнемета (чрезвычайно мощный Slo- burn flamer и Heavy incinerator, выплевывающий сгустки огня на приличное расстояние), а также уникальная Tesla cannon, стреляющая мощными энергетическими зарядами.
Одним словом, Broken Steel оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, приятная во всех смыслах возможность продолжать игру после окончания оригинальной истории (и после завершения сюжета дополнения тоже), новый сценарий, новые монстры, новое оружие, новые локации на старой карте пустошей (а не отдельные зоны), интересные побочные квесты. Для большинства других игр этого было бы более чем достаточно, чтобы получить самые высокие оценки и восторженные отклики. Но ведь перед нами Fallout 3, и тут совершенно другой спрос. Broken Steel, надо признать, не удовлетворяет его полностью. Теперь будем надеяться на Fallout 3: New Vegas от Obsidian Entertainment - студии, в которой, между прочим, работают авторы двух первых частей лучшей в этой жизни пост-апокалиптической RPG.