Стимпанк, как направление научной фантастики, рисует выдуманные миры, представляющие альтернативную историю человечества: в ней победили не магия, эльфы или высокие космические технологии, подаренные древней цивилизацией очередных «чужих», а механики, роботы, паровые механизмы и мозолистые руки человека. Но, несмотря на популярность, медиа-продукции в стилистике стимпанка выходит не так уж и много – по сравнению с фэнтези, например. Поэтому анонс игры Damnation, которая сразу позиционировалась как инновационный шутер в стиле стимпанка, сразу привлек повышенное внимание. И вот игры вышла. Оправдались ли наши ожидания?
Акробатика и фильм ужасов
Сразу надо сказать, что игра выросла из мода к Unreal Tournament 3: на одном из традиционных фестивалей модостроителей Make Something Unreal его заметили, после чего началась разработка полноценной игры. Анонсировали ее прошлой весной: к работам привлекли сразу несколько профессиональных студий, а за основной контент отвечала студия Blue Omega Entertainment, которая до этого отметилась…парой фильмов ужасов, а теперь вот решила осваивать и рынок видеоигр.
Видимо, корни дают о себе знать, и Damnation сразу, с порога начинает нас пугать: откровенно посредственной графикой с размытыми текстурами и тотальной угловатостью во всем, кривой анимацией, ужасным звуком, посредственной работой актеров, озвучивавших своих героев и ужасным управлением. Но если графика – дело все-таки второе (благо, что общие планы, архитектура и дизайн тут оставляют вполне приятное впечатление), то управление действительно портит в игре если не все, то многое.
Дело ведь в том, что Damnation – это не просто шутер, а «вертикальный шутер», где героям приходится постоянно лазать по высоким зданиям и отвесным поверхностям. Этакий стимпанк-паркур: используя все лучшие наработки Prince of Persia, Tomb Rider и Assassin's Creed, авторы заставляют нас ловко сигать по крышам, скользить по канату, взбираться на недосягаемую обычным путем высоту, толкаясь от стен, передвигаться на одних руках из положения «висим над пропастью» и выделывать массу других эффектных акробатических трюков. Именно таким образом проходятся большинство уровней, а в перерывах нам предлагают прокатиться на мотоциклах по отвесным скалам или встать за станковое орудие. Так вот, с кривым недоработанным управлением, при котором персонаж слишком резко и резво реагирует на наши команды, то и дело норовит сам свалиться куда-нибудь и только раза с десятого соизволит оттолкнуться, наконец, от стены, чтобы запрыгнуть в нужное помещение – вся эта высокохудожественная акробатика, согласитесь, несколько теряет в привлекательности.
Сказывается это и на перестрелках – как и все вокруг, они кажутся какими-то недоделанными и архаичными. Во-первых, отсутствие нормальной системы укрытий: мест для этого много, но полноценно использовать их не получается. Приходится вставать, бегать и юлить, что осложняется опять же недоработанным управлением и общей кривизной. Во-вторых, слабый ИИ врагов, которые могут стоять как вкопанные и не замечать смерти товарища в пяти метрах от себя. В-третьих, неубедительный звук и неубедительная же реализация оружия: в большинстве случаев использование местных «стволов» оставляет чувство глубокого недоумения. Недоработаны и стелс-элементы, которые по большому счету кажутся просто лишними, прикрученными сюда лишь для галочки.
Герой может использовать специальный режим зрения (шаманская магия), позволяющий видеть ауры врагов
Новые рефлексы
Не все, конечно, так грустно. Уровни тут поражают размахом и в то же время вниманием к деталям, проработанностью – к выходу из локации всегда ведет несколько путей, предполагающих использование разных акробатических приемов. При этом Damnation вполне оправдывает название «вертикальный шутер»: вынужденные в основном передвигаться не вперед и назад, а вверх и вниз, мы действительно получаем необычные свежие впечатления. Игра задействует новые рефлексы, приучая по-новому взглянуть, например, на роль крыши в экшенах. Тем более, что враги тоже используют акробатику и вертикальную архитектуру, прессингуя нас откуда-то сверху или, наоборот, снизу. Жаль, что используют они это далеко не на 100% и лишь в избранных местах. Поездки на мотоциклах полны адреналина, но и тут в дело вмешивается кривоватое управление.
Не безнадежен и сюжет. Авторы неплохо передали дух стимпанка, придумав альтернативную историю о том, как в США Гражданская война продолжается вплоть до начала 20 века, а потом в противостояние Севера и Юга вмешивается таинственная корпорация Prescott Steam Industries, которая использует каких-то роботов и пытается подчинить себе всю страну сразу. Ей пытается противостоять группа отважных героев. Все штампы, конечно, на месте: брутальные мужчины и помогающие им роковые женщины с большими глазами, таинственные злодеи, похищенная любимая, плохие воспоминания, секретные эксперименты и их ужасные результаты. Есть даже индейский шаман, сразу заставляющий вспомнить о Prey. Тем не менее, следить за этой историей интересно, по крайней мере, поначалу – сценаристы умело поддерживают интригу.
Одним словом, Damnation – игра не безнадежная. В ней есть оригинальность, размах, динамика и собственный шарм. Но проблема в том, что она банально не доведена до ума: ей критически не хватает собранности, и на каждый плюс тут обязательно найдется свой минус. В итоге потенциал проекта использован едва ли на 50%. Остается надеяться, что авторы учтут опыт PC-версии и в версиях для консолей нового поколения игра избежит, как минимум, проблем с управлением.