Над украинской квестовой серией о Шерлоке Холмсе так и хочется подтрунивать, предугадывая названия следующих частей: «Шерлок Холмс против Херлуфа Бидструпа», «Шерлок Холмс против марсиан». Это потому, что фантазеры из Frogwares Game Development Studio вот уже третий год подряд стравливают известного сыщика с самыми неожиданными личностями. Более-менее классическими были только первые две серии. В третьей же Шерлок рвал щупальца морскому чудищу Ктулху, затем стоптал ботинки, рыская по миру в поисках благородного вора Арсена Люпена, теперь лицом к лицу столкнулся с Джеком Потрошителем.
Тем не менее, прочь сарказм: ведь игры у франко-украинской студии Frogwares получаются отличные.
Дым и раздумья
Если вы, глядя на название, предвкушаете фонтаны артериальной крови, безумный оскал Потрошителя и его финальную схватку на ножах с Шерлоком Холмсом, то жестоко разочаруетесь. Никакого треша, дурного вкуса и прочего «Фредди против Джейсона» не будет. Перед нами чисто английское убийство.
Шла осень 1888-го года. Шерлок Холмс курил трубку, играл на скрипке, оттачивал дедукцию и спорил с Ватсоном. А в это время в трущобах странный человек задушил и разрезал проститутку. Свирепо, но элегантно, без лишней крови. Холмс с Ватсоном прибыли на место, осмотрели со всех сторон труп, исследовали его, неторопливо и обстоятельно реконструировали события, а в то же время в трущобах нашла смерть еще одна проститутка . «Ну что ж, бывает», - подумал Холмс, прибыл на новое место, обследовал жертву, восстановил как мог события… А где-то вдалеке эхом отозвался крик очередной жертвы.
Это не пересказ сюжета, а иллюстрация динамики игры; никаких диких схваток с Джеком, погонь и прочих красот беллетристики. Повторим – это рафинированный английский детектив. Мы идем по следу Потрошителя, собираем улики, решаем паззлы, разбираемся в психологии убийцы и воссоздаем события. Личность лондонского маньяка раскрывается лишь под занавес; вернее, мы ее и раскрываем. Так что Конан Дойл в гробу не перевернется.
Вид от 3-го лица сразу снижает атмосферу присутствия
Холмс в трущобах
Структура игры осталась прежней: мы бродим по городу (на месте фирменный для серии вид «из глаз»), читаем записки, общаемся с прохожими и решаем головоломки. Правда, если раньше упор делался на простенькие бытовые задачки и беготню, то теперь перед нами настоящий детектив.
Прибыв на место убийства, мы сначала досконально изучаем труп. Рассматриваем тело, водим лупой по раздувшемуся языку и перерезанному горлу. Затем рассматриваем окружение: пятна крови на стене, сумочку в руке и т.д. Собираем факты. А затем происходит самое интересное – выскакивает экран, на котором найденную информацию нужно разложить по ячейкам и вывести логическую цепочку типа «на стене рядом с трупом нет крови, значит, ее сначала задушили, а резали уже на земле». На выбор даны и несколько ошибочных вариантов. Затем мы должны показать на Ватсоне, как убивали жертву: стоя или лежа, сзади или спереди, ножом или голыми руками. А уж в конце определить мотивы преступления: любовь, месть, садизм, продажа органов (пересадка оных в XIX веке остается на совести авторов).
Есть и другие чисто детективные штучки, но самое главное – авторы сделали упор на том, что действительно захватывает – на реконструкции событий. Впрочем, интересны и головоломки. Они попадаются часто и опять же вместо готовых клише типа «пятнашек» нам подсовывают в меру оригинальные механизмы: то дешифровать письмо с иврита на английский, то собрать по описанию трость.
Полностью изменилась атмосфера. Если раньше мы бродили по залитым солнцем особнякам и картинным галереям, воодушевленно комментируя живопись Ван Гога и Матисса, то теперь нас ждут мрачные, угрюмые лондонские трущобы. На улицах светят редкие фонари, стены обшарпаны, по улочкам шатаются грязные одутловатые бродяги с испитыми лицами, и нас не покидает ощущение, что если отвернешься – вмиг получишь кирпичом по голове.
Недостатки тоже есть. Вид от третьего лица приделали, кажется, только для того, чтобы каждый убедился, какая же это гадость. По сравнению с привычным для серии видом «из глаз» это провал: движущиеся с грацией дубового стула персонажи, невыразительные и подчас чересчур затемненные декорации, раздражающая медлительность и неудобные ракурсы…
Другой, более существенный минус – от всех жанровых клише избавиться не удалось, и оставшиеся торчат, словно бурьян. Например, мы расспрашиваем полицейского про убийство. А он, вместо бескорыстной помощи, начинает выкручиваться, предлагая нам для начала найти его сумку – самому лень, а великий сыщик точно найдет. Сумку, как окажется, забрала дворовая ребятня, затем придется спасти от смерти инспектора, ну а под конец сумку надо будет открыть, решив механический паззл. Подобные «принеси-подай» задания подтачивают стройную детективную атмосферу.
Совсем недавно вышло детективное приключение про другого полоумного маньяка – Still Life 2. По сравнению с первой частью, сочной и элегантной, продолжение оказалось грубым и обрюзгшим. А вот Sherlock Holmes vs. Jack Ripper наоборот – куда лучше предшественниц. Авторам наконец удалось уловить дух истинного английского детектива. Флегматичная реконструкция событий, шатание по мрачным трущобам Лондона, интригующее повествование – и минимум «дурного вкуса».
1228 Прочтений • [Обзор: Sherlock Holmes vs. Jack the Ripper] [21.05.2012] [Комментариев: 0]