За последние годы чешская студия Bohemia Interactive стала главным и чуть ли не единственным поставщиком серьезных военных симуляторов (аттракционы вроде Call of Duty и сугубо пропагандистский сериал America's Army, понятное дело, в расчет не берем). Сначала была Operation Flashpoint, популярная на постсоветском пространстве, затем подоспела немного «сыроватая», но достойная похвалы (особенно после пары патчей) ArmA. И вот буквально только что разработчики представили долгожданный сиквел ArmA с серьезно обновленной графикой, крепкой одиночной кампанией, множеством косметических улучшений, но и с внушительной тележкой проблем …
Свобода и демократия
Действие ArmA 2 целиком и полностью происходит на территории бывшей советской республики Чернорусь (безусловно, вымышленной, хотя у батьки Лукашенко, уверены, есть вопросы к авторам), раскинувшейся на 225 кв. км. Разработчики не поленились и разместили на официальном сайте игры подробную историю страны с XI века по 2009 год. Наибольший интерес, разумеется, представляет новейшая история. После ожесточенной гражданской войны к власти в Черноруси пришли не то коммунисты, не то националисты. Новоиспеченные управленцы установили в стране военное положение и (о, ужас!) на полном серьезе начали вести переговоры с Россией о присоединении. Побитому официальному правительству не осталось ничего, кроме как, поджав хвост, бежать просить помощи у генералов НАТО. Альянс, недолго думая, высадил на территории Черноруси силы быстрого реагирования, в том числе подконтрольный игроку отряд американских морпехов «Лезвие». Как вы уже догадались, никакой культурной ценности местный сценарий про угнетенный маленький народец не представляет, и всего-навсего служит хрупким связующим звеном между миссиями.
Сюжетная кампания построена необычным образом: игрок в реальном времени решает, какие дополнительные задания взять, а от каких отказаться. Основные миссии следуют друг за дружкой в строгой последовательности, но возможны варианты. Скажем, местоположение базы повстанцев в одной из операций определяется случайно. Плюс при каждой новой загрузке перетасовываются улики военных преступлений, которые натовцы, видимо, для успокоения совести, добывают от миссии к миссии. Нелинейностью такие шалости разработчиков не назовешь, но остроты действию они, безусловно, добавляют. Да и проходить кампанию во второй раз, например, в кооперативе гораздо интереснее.
Для эффективного управления такой махиной нужно минимум два человека – водитель и стрелок
А пули свистят честно
ArmA стала дружелюбнее, кинематографичнее и естественнее. Сему поспособствовали не только буренки на полях, но и общая модернизация игры. Раненых теперь можно таскать на своем хребте, а некоторые сценарные моменты срежиссированы не хуже, чем в Call of Duty. Искусственный интеллект напарников и врагов изменился, к счастью, в лучшую сторону. Виртуальный командир раздает вполне логичные приказы, служивые без надобности не высовываются из укрытий, а противники проворачивают умные тактические маневры.
Новый интуитивный интерфейс способствует максимальному погружению в процесс (хотя замена старых добрых часов на GPS – спорный вопрос), а сама игра построена очень грамотно. Сначала персонаж начинает с азов: бегает по карте, выполняет команды начальства как в обыкновенном шутере. Чуть позже нам дают самим покомандовать, разрешают переключаться между вояками в отряде, управлять тяжелой техникой, запрашивать поддержку артиллерии и авиации. Под конец игра превращается в натуральную World in Conflict. Постоянно приходится считать деньги, строить здания, оборонительные сооружения (да-да, в игре появилась и такая возможность!) и при этом не забывать поливать противника свинцом и снарядами.
Ах да, о свинце и снарядах. В ArmA 2 едва ли не самая достоверная в компьютерных играх баллистика. Траектории рассчитываются не хуже, чем в военных симуляторах, разработанных специально для хитрой американской военщины.
Вертолеты капризны, так что первые полеты всегда сопровождаются «легкой турбулентностью»
Красота требует жертв
На закуску Bohemia предлагает подборку из одиночных заданий (только тут можно сыграть за русских), мощнейший редактор миссий, полигон для обкатки сотен образцов техники и мультиплеер. Каждый найдет что-то свое: кому-то понравится носиться с друзьями (или против них) по огромным территориям на манер Battlefield, кому-то – выполнять шуточные миссии на полигоне, а кому-то – реконструировать забытые афганские или чеченские сражения. Вторая ArmA, кстати, тесно дружит с пользовательскими модификациями. Уже сейчас в интернете можно найти десятки любительских модов разного объема: одни просто убирают чрезмерный «блюр», другие кардинально меняют геймплей, в частности, позволяют перевозить мелкую технику на крупной (джип в самолете и т.п.).
Музыкальный фон новой ArmA не вызывает ровным счетом никаких эмоций (рок, как рок), зато внешний вид поражает в самом хорошем смысле этого слова. Bohemia в кое-то веки привела свой «движок» Real Virtuality в конкурентоспособный вид. По красоте картинки ArmA 2 могла бы запросто потягаться с бестселлерами вроде Far Cry 2 и GTA 4, если бы не досадные технические недоработки. Багов в сиквеле, конечно, гораздо меньше, чем в первой части: львиную долю ошибок устранили еще в немецкой версии, которая вышла раньше.
К фатальным глюкам (сбитый прицел, испорченный AI, заторможенные скрипты и триггеры), главным образом, приводит мудреная система защиты FADE. В лицензионной копии подобных проблем почти нет. Зато есть другие: ужасная анимация, странное управление техникой, отсутствие нормальной физики, медленная прорисовка текстур и чудовищные системные требования. Периодические «подтормаживания» наблюдаются даже на самых современных конфигурациях.
Занудная, красивая, глупая, захватывающая, интеллектуальная – трудно поверить, но все это про одну-единственную игру. Перемывать кости ArmA 2, кажется, можно бесконечно. С одной стороны, сиквел с уверенностью можно назвать лучшим коммерческим военным симулятором последних лет. С другой – игре ни при каких обстоятельствах не удастся пошуметь, как в свое время шумела великая Flashpoint. В 2009 году, как ни старайся, сложно удивить кого-то возможностью покататься на трехосном «Урале» и полетать на Ка-52. Тем не менее, любители сначала думать и лишь потом стрелять, игрушку обязательно оценят: за лучшую в жанре баллистику, за функциональный редактор, за неплохой искусственный интеллект. Наконец, за белокаменные церквушки на фоне тополей и берез.
1022 Прочтений • [Обзор: ArmA 2 - Война 2.0] [21.05.2012] [Комментариев: 0]