Идеи Dungeon Keeper живут и побеждают. Возможность играть за воплощение зла, которое практически все делает руками своих приспешников и отстраивает злобное убежище где-то глубоко под землей или на труднодоступном острове, всегда вызывает повышенный интерес у публики. И серия Dungeon Keeper этот интерес только разогрела. Первым идейным наследником стала стратегия Evil Genius, вышедшая в 2004-ом, – меткая пародия на фильмы 60-ых годов о Джеймсе Бонде и докторе Моро. Однако народ ее по-настоящему не полюбил. Чего не скажешь об Overlord, который появился на прилавках летом 2007-го и сразу же стал локальной сенсацией. Игрок получил в свое распоряжение вагон и маленькую тележку удовольствий: роль настоящего Властелина Зла, толпу разноцветных миньонов, по мановению руки разрушающих все на своем пути, собственную Башню, которую можно развивать и обустраивать, наконец, тонны черного юмора и пародии. Ясно было, что выход сиквела – лишь вопрос времени. И вот это время пришло.
До чертиков в глазах
На первый взгляд найти хотя бы пару отличий второй части от оригинала очень тяжело. Основа, механика игры, осталась прежней. На смену старому Властелину пришел новый. Его тоже нашли и выходили все те же маленькие смешные и очень злобные бесенята, напоминающие помесь гоблинов и чертей. Выходили и притащили в свое новое убежище, заменившее разрушенную в первой части Башню. Придя в себя, новоиспеченный Оверлорд получает все те же хорошо нам знакомые способности: прежде всего, он может призывать из-под земли своих миньонов-бесенят, которые по-прежнему преданно смотрят ему в рот и выполняют любое указание. Миньоны все также делятся на четыре типа, отличающихся по цвету: коричневые сильны в ближнем бою, красные метко кидаются файерболлами и могут преодолевать огненные заграждения. Синие отлично плавают и могут лечить своих коллег. Зеленые невосприимчивы к яду. На грамотном использовании этих способностей и построен весь геймплей. Мы можем посылать миньонов в атаку, ориентируясь на нехитрую тактическую науку: впереди идут коричные, за ними красные, а еще дальше синие, которые всех лечат. Кроме того, мы постоянно решаем какие-то пазлы, в которых, как правило, задействуются способности различных миньонов проникать в недоступные другим места, перетаскивать предметы и крутить рычаги.
Впрочем, никто не отменял и возможности самому раздать пару тумаков или применить заклинание. По ходу прохождения мы увеличиваем лимит на призыв миньонов, силу своей армии, а кроме того, прокачиваем некоторые свои характеристики – как и в первой части, для этого нужно найти апгрейд и затащить его в убежище. Подземелье, названное Neverworld и произрастающее не вверх, а вниз, в виде этакого сталактита, выполняет ровно те же функции, что и Башня в оригинале. Сюда мы возвращаемся после ратных подвигов, здесь получаем новые задания и выслушиваем советы все того же, хорошо знакомого по оригиналу шамана. Здесь же живет кузнец, который делает новое оружие и броню (для этого снова приходится отправлять миньонов в горнило печи). Помимо экипировки, мы можем покупать улучшения для убежища и повышать силу своих приспешников.
Наконец, как и раньше, в нашем убежище могут поселиться женщины, фаворитки Оверлорда. Дамочки тут же принимаются за отделку злобных интерьеров, ориентируясь на свой, глубоко индивидуальный вкус.
Физика на высоте: в игре можно разрушить если не все, то многое
Смех сквозь хохот
Но главное – на месте фирменная ирония и юмор. Если верна поговорка, что смех продлевает жизнь, то наш Оверлорд будет жить вечно, ибо с такими помощниками он постоянно находится в атмосфере беспробудного идиотизма и веселья. Наши миньоны смешно повизгивают и надевают на себя самые нелепые предметы: в первой части они бегали с тыквами на голове, во второй – со снеговиками, рождественскими колокольчиками, меховыми наушниками и черт знает еще чем. В подземелье нас ждет все такой же уморительный шут, а сами миньоны в какой-то момент устраивают настоящее голосование по поводу того, какая фаворитка должна остаться с их повелителем.
Сюжет, естественно, изменился, но суть осталась прежней: мы воюем с силами добра и света, которые показаны через призму сатиры. Они либо давно выродились и превратились для окружающих в настоящее зло, либо так усердствуют, что становятся пародией на самих себя. Так, тут есть Сияющая Империя (явная отсылка к Древнему Риму), которая погрязла в пороках, гниет с головы и в своей борьбе за мир без магии готова уничтожить этот самый мир. Кроме того, присутствуют эльфы, напоминающие помесь окончательно слетевших с катушек экологов и хиппи. Бессменный сценарист серии Рианна Пратчетт, дочка знаменитого короля юмористического фэнтези Терри Пратчетта, знает свое дело и постоянно заставляет вас улыбаться: ее фантазия наполнила этот мир жирными феями и русалками, центурионами, словно сошедшими со страниц фильма «Астерикс и Обеликс», эльфийками с пышными формами и целлюлитом, омерзительными патрициями-гедонистами и прочими карикатурными персонажами. И кто тут еще воплощение зла?
Бороться против таких «добродетелей» кажется благим делом. Хотя и наш Оверлорд тоже не подарок: он может убивать всех без разбору. В этом случае увеличивается его злая карма. Если же вы используете более щадящие методы, то постепенно «добреете».
Как и раньше, в игре много харизматичных боссов, и к каждому из них нужно искать свой подхода
Гоблины под парусами
Однако, если приглядеться, в Overlord 2 можно найти и более существенные перемены, чем новый сюжет. Во-первых, стали разнообразнее миссии. Нашим миньонам вручили собственных ездовых животных, обладающих уникальными свойствами (коричневым, например, дали волков, красным – огненных саламандр, зеленым – пауков), их обучили стелсу и искусству отводить глаза; самому же Оверлорду показали, как можно перевоплощаться в одного из своих приспешников, плавать на огромных парусниках и использовать по назначению осадные орудия – все это дало сценаристам и дизайнерам уровней повод придумать новые, увлекательные задания и ситуации. И они им радостно воспользовались. Кроме того, в игре есть возможность не убивать, а порабощать мирных жителей: они будут преданно бегать за вами, работать на вас в захваченных городах, добывая золото и полезные вещи, и даже формировать диверсионные отряды.
В нашем убежище появилось кладбище приспешников, на котором можно воскрешать любимых и наиболее прокачанных миньонов. Наконец, мы теперь можем выделять среди своих разноцветных подопечных лидеров, которые возьмут на себя часть рутины по управлению бесенятами. Все это делает и без того увлекательную разнообразную игру еще более насыщенной. При этом никуда не делась фирменная сложность: не раз и не два вы будете биться головой о стены в бессильной злобе, не понимая, что дальше делать и как преодолеть очередное препятствие. А все дело в том, что помимо экшена тут нужно думать головой и быть внимательным: очень важная роль отведена пазлам, которые, кажется, стали еще более изощренными. Но ведь так еще интереснее, не правда ли?
Конечно, не все и не всем понравится. Кто-то посчитает, что сюжет уже не такой феерически-смешной и остроумный, кто-то пожалеет о некоторых исчезнувших возможностях (например, о темнице). Но все это уже частности и дело вкуса. Triumph Studios, безусловно, справились со своей задачей: они практически не тронули отлично работающую механику полюбившейся игры, добавили туда точечные нововведения, сделавшие геймплей еще более разнообразным, и заправили все это фирменным юмором. На выходе получилась одна из лучших игр года.