Есть такие игры – «с душой». От них веет не порохом и мазутными шестеренками, как от сезонных блокбастеров вроде Prototype, а легким дуновением летнего ветра. Ими хочется дышать, в созданных мирах – жить. По-настоящему живых игр очень мало – это задумчивая осенняя меланхолия Syberia, трогательная и захватывающая авантюра Beyond Good & Evil, волшебный и дождливый Elder Scrolls 3: Morrowind… К ним принадлежит и Trine. Едва ли не самая волшебная в этом цифровом мире сказка.
Меч и роза
С первого профессионального взгляда Trine хочется зачислить в категорию игр-новаторов. То есть, поудобней разместить где-то между Braid и Crayon Physics Deluxe. А все потому, что выглядит она самобытно и один из главных героев умеет рисовать в воздухе геометрические фигуры, которые тотчас материализуются в механические кубы и плашки. Но это не совсем так. Скорее Trine – это опасная восточная сказка. Свою немножко экспериментальную сущность она прячет за толщей фантастически красивых пейзажей.
По концепции это переосмысление чудаковатой мультяшной аркады Lost Viking, вышедшей в дремучем 1993 году. Напомним, там суть была такая – по аляповатым уровням разгуливала тройка гномов-викингов, каждый из которых умел делать что-то одно – первый бил мечом и прикрывался щитом, второй стрелял из лука, третий колдовал. Поодиночке они вмиг бы погибли, но вместе они страшная сила. Trine эту идею подбирает и модифицирует.
История такая: жили в давние времена грациозная воровка Зоя, рассеянный маг Амадей Великолепный и мощный воин Понтий Отважный. И вот однажды воровка забралась в гробницу и из всех слепящих богатств выбрала весьма подозрительный кристалл. Притронулась – и рука прикипела к нему. В это время поочередно проснулись волшебник и воин – тоже пришли к кристаллу, тоже дотронулись и перенеслись неизвестно куда. Причем оказались втроем в одном теле. Опешив и глубоко задумавшись, волшебник догадался, что на них наложено проклятье Trine. Разрушить его можно, лишь собрав все артефакты. Этим и займемся.
Несмотря на ветхозаветную интригу (ах да, все это происходит еще в проклятом королевстве!) местная история очаровывает. Быть может, потому что в ней нет того свирепого бессмысленного пафоса, присущего почти всем современным фэнтези. Вместо него – мягкая, с флером иронии трактовка событий.
Под водой плавать удобно – ведь если запас воздуха и закончится, можно переключиться на персонажа с полными легкими
Сон в летнюю ночь
Trine - это красивейший платформер с честной физикой. Он совмещает старорежимную механику с некоторыми новаторскими идеями. Если очень упрощенно, суть такая: бегаем по пещерам и замкам, скачем по платформам, громим скелетов. Иногда дергаем рычаг. Интерес всему этому придают детали. Как уже говорилось, герои синтезировались в одно тело – между ними мы можем переключаться в любой момент. У каждого свои особенности: маг создает ящики и плашки (для этого нужно нарисовать предмет в воздухе) и переносит силой мысли все что угодно, воровка стреляет из лука и летает через ущелья на гарпуне, воин рубится мечом и прикрывается щитом.
Управляя поочередно нашими героями, мы решаем простые пазлы и продираемся вперед. Разбить громаду огнедышащих скелетов, блокировать ящиками огромные шестеренки – это самые щадящие примеры. Есть нюансы. Например, Зоя цепляется только за деревянные ящики. Поэтому если на своде пещеры зависли преграждающие путь острые сталактиты, просто находим деревянный ящик, цепляем его магом за сосульки, и, переключившись на воровку, перелетаем опасное ущелье. На телекинез и прочее уходит особая энергия, которую пополняют выпадающие из врагов колбочки. Попутно мы набираем опыт – и, заработав новый уровень, засовываем в колчан Зое огненные стрелы, обучаем воина таскать нарисованные магом предметы и делаем все мощнее его удары.
Более того – уровни можно проходить самыми разными способами. Одного четкого и полностью верного решения нет – можно импровизировать и, например, пробежать целый уровень одним только магом. Скелетов давить ящиками, на пропасти взбираться по наваленным лесенкой камням – тут нет ничего невозможного. А если один герой умрет – можно переключиться на живого и попытаться пройти им до следующего чекпойнта, где павший снова оживает.
Однако Trine – это еще и та редкая игра, которая без поэтической графики просто бы не состоялась. Она разом напоминает волшебные истории «Тысячи и одной ночи» и классическую киносказку «Золотое приключение Синдбада». Богатая цветовая палитра, ювелирно выстроенные декорации, искрящиеся огромными шестеренками и чудесными цветами. Плавная анимация. Достоверная физика. Великолепная музыка. Все это создает дух настоящего магического приключения.
Trine подкупает. Как поэтическими видами, так и прозой – интересной механикой, удобным управлением. Удивителен и творческий рост финнов из Frozenbyte. Ведь в 2005 и 2007 годах они выпустили вроде и неплохой, но отталкивающий чисто на интуитивном уровне клон Alien Shooter Shadowground. И вот теперь – такой скачок, из ада прямо в райские кущи. Настоящая персидская сказка, опасная и очаровательная.