Популярный в Европе и в некотором смысле элитарный жанр экономических головоломок на днях стал чуточку обширнее. Под занавес сезона отпусков горячие финские парни из Nitro Games при поддержке Paradox Interactive спустили на воду «Ост-Индскую компанию» – экономическую стратегию, пытающуюся сочетать в себе романтику морских сражений из «Корсаров» и интеллектуальность вечно молодого сериала Anno. Задумка похвальная, а вот реализация далека от идеала.
Война или мир?
Дурные мысли об «Ост-Индской компании» начинают посещать голову еще во время обучения. Окошко справки с пафосом рассказывает что-то об изменении масштаба времени (да, бывает и такое) и просит нажать кнопку «Построить». При ближайшем рассмотрении оказывается, что такой кнопки в игре попросту нет. Зато есть неприметная опция «Заложить». Именно она по воле локализаторов отвечает за строительство корабля. Snowball Studios, видимо, считает, что одна половина потенциальных покупателей их игры наделена феноменальной интуицией, а вторая обожает по несколько минут кликать мышкой по окрестностям. Придирки? Пожалуй. Вот только во многом именно из подобных несущественных мелочей и складывается окончательное впечатление.
«Ост-Индскую компанию» можно аккуратно разделить на два равноправных и взаимодополняющих ломтика – на экономический и на боевой. Первый состоит из товарно-денежных отношений, дипломатии, обустройства колоний, куч различных таблиц и возни с маршрутами в Индию. Второй целиком и полностью сложен из пушечных выстрелов, могучих волн, разорванных парусов и абордажных схваток. Начнем, пожалуй, с торговли.
Искусство продавать
Прежде чем отправить нас на стратегическую карту, игра предлагает определиться с государством, уровнем сложности, реализма и одной из четырех кампаний. На выбор есть Британия, Голландия, Франция, Дания, Швеция, Испания, Португалия и Священная Римская империя. Долго думать над подданством не обязательно: цвет флага и штанов влияет лишь на название и местоположение домашнего порта. Зато сложность и реализм – вещи куда более важные. Скажем, можно подкрутить искусственному интеллекту мозги таким образом, что тот весь первый час игры будет только пускать слюни, а можно, наоборот, сделать из виртуального Ванечки-дурачка экономического гения. Уровень реализма сказывается на поведении корабля и на баллистике. Тем, кто предпочитает не заморачиваться на симуляции всего и вся, логично будет выбрать «Аркаду». Сценарии, действие которых происходит в XVII - XVIII веках, к сожалению, слабо отличаются друг от друга. Слегка варьируемых заданий и условий победы явно недостаточно, чтобы склонить игрока к прохождению всех четырех глобальных кампаний.
Торговая составляющая «Ост-Индской компании» напоминает упрощенную версию недавней Anno 1404: строить колонии нельзя (только развивать существующие), автоматизация движения кораблей по торговым артериям оставляет желать лучшего, а скудная на детали картинка вгоняет в уныние. Тем не менее, основа игры вовсе не война, а мирный купеческий быт: покупай себе подешевле, продавай подороже, потихоньку расширяй бизнес и выходи на новые рынки.
Рынков, благо, предостаточно. Поначалу можно менять лопаты на алмазы у туземцев, приучать индийцев к огнестрельному оружию. Затем, когда колонии начнут расходиться по рукам европейцев, получать сверхприбыли станет сложнее. Хитрые англичане и французы ни в коем случае не дадут себя облапошить и при любом удобном случае будут грозиться войной. Едва ли не самым простым способом обогащения станет выполнение простейших необязательных заданий, которые игра генерирует прямо на лету. Первые пару часов процесс увлекает. Потом миссии начинают повторяться и превращаются в рутину. Положение вещей усугубляет мелкий и архинеудобный интерфейс.
Игровой мир отличается компактностью и лаконичностью: от Бомбея до Сурата каких-то полсантиметра
О пушках и маневрировании
А теперь о войне. В зависимости от кампании, в распоряжении игрока есть один или несколько портов. Для процветания нации этого, само собой, недостаточно. Доходные поселения можно отбирать у беззащитных ребят в юбках из тростника или отвоевывать у конкурентов. Последнее, как нетрудно догадаться, крайняя мера. Если на захваченный бриг датский король еще закроет глаза, то богатую колонию приватизировать без последствий не получится. Прежде чем нападать, лучше семь раз подумать: а стоит ли рисковать проверенными годами деловыми отношениями ради миниатюрного островка с чайной плантацией. Сразу расстроим любителей зрелищных сеч: сама осада просчитывается где-то в недрах процессора.
К сражениям на воде разработчики подошли с особой тщательностью. Корабли, в отличие от всего остального, отменно прорисованы, имеют несколько зон под повреждения (корпус, паруса, экипаж). Дырявые бока приближают свидание с Посейдоном, худые тряпки на мачте уменьшают скорость, а потрепанный экипаж из пятидесяти человек просто не в состоянии заряжать орудия линейного корабля с почти сотней пушек на борту. Иногда дуэлям очень не хватает кнопки ускорения времени, которую, по слухам, должны добавить в патче. Пока посудины неспешно ползают по водной глади, разворачиваются по пологим траекториям и лениво обмениваются залпами, можно натурально захрапеть.
Свежо и необычно в контексте капитанов выглядят RPG-элементы. Морские волки вместе с опытом получают активные и пассивные умения. Активные требуют перезарядки и позволяют метче стрелять, быстрее плавать, эффективнее крошить противника в щепки. Пассивные действуют неограниченное время: например, вселяют страх во вражеский экипаж.
Графика «Ост-Индской компании» устарела лет этак на пять: вода напоминает расплавленный металл, текстуры сильно замелены, здания словно висят над ландшафтом. За неказистый движок отдувается поистине шикарный саундтрек, создающий правильную атмосферу для серьезной торговли.
Мультиплеер, которого так не хватало Anno 1404, представлен сразу несколькими режимами, и ни один не имеет ничего общего с торговлей. Двенадцать человек могут сойтись в развлечениях со знакомыми по Unreal Tournament названиями. Желающих поучаствовать в черепашьих плясках совсем немного: сервера постоянно пустуют.
На фоне почти образцовой Anno 1404 «Ост-Индская компания» выглядит довольно странно. С одной стороны, в игре сложно найти фатальные недостатки, из-за которых ей можно было бы с чистой совестью пожелать удачной дороги к выгребной яме. С другой, разглядеть сколько-нибудь значимые достоинства еще труднее. Экономическая система наводит скуку раньше, чем проходит 50 игровых лет, графика отсылает к дремучим временам «Века парусников», а многочисленные несуразности интерфейса и неточности в текстах заставляют усомниться в компетентности причастных людей. Купите вы «Ост-Индскую компанию» или нет – результат будет неизменен: через пару-тройку месяцев никто и не вспомнит про небезнадежное, но совершенно безликое творение Nitro Games.