Шведская компания Paradox Interactive весьма известна своими сериями Europa Universalis и Hearts of Iron. Все это предельно серьезные стратегии, ставящие своей целью точное моделирование самых разных аспектов управления государством: промышленность, исследование новых технологий, дипломатические отношения, внутригосударственная борьба за власть, экономика, передвижение боевых подразделений по карте мира и т.д. Точно так же устроена и третья часть Hearts of Iron.
Аквариум
Более всеобъемлющей игры о Второй мировой войне, чем Hearts of Iron, за последнее время не было. По сути – это симулятор высшей должности в государстве – мягко говоря, не самая простая игра на свете. В третьей части тщательно смоделирован временной период с 1936 по 1948 год. При этом существуют четыре сценария, позволяющие возглавить нацию на определенном историческом рубеже: например, оказаться на стороне Германии накануне начала Второй мировой или возглавить СССР в самом начале немецкого вторжения. Это дает интригующую возможность переиграть важные исторические моменты. Кроме того, в некоторых сценариях по умолчанию значительную часть наших обязанностей берет на себя искусственный интеллект, что сохраняет нервные клетки и делает из «симулятора всего», например, «симулятор верховного главнокомандующего».
Свободная игра тоже доступна, а в ней, если у вас есть терпение и выдержка, можно пропасть на совсем уж неприличное время. Интересная деталь — управлять можно не только основными игроками на мировой арене двадцатого века, но и практически любым существующим государством. Смотреть, как развиваются события вокруг тебя без особого твоего участия тоже очень любопытно, хотя большинство игр этим моментом пренебрегают. Можно все военные годы пробыть президентом Швейцарии и сохранять нейтралитет или вообще возглавить какой-нибудь далекий Афганистан. Также понадобится установить свои критерии победы — то есть опять же самому придумывать правила игры. Все это похоже на огромный аквариум, где постоянно что-то происходит. События развиваются в реальном времени, поэтому приходится использовать паузу, чтобы удобнее раздавать приказы и анализировать сложившуюся ситуацию.
Здесь можно заменить почти любого министра: все они имеют свои сильные и слабые стороны
Конфликт интересов
Если говорить о самой игровой механике, то здесь все как в жизни: возможно, стоит даже подучить историю, чтобы войти в курс дела. У нас есть определенные производственные мощности, которые могут работать на оборонную промышленность или на создание товаров народного потребления. Нетрудно догадаться, что первое нужно для создания большой армии (которую потом еще надо будет снабжать всем необходимым, так что лучше не переоценивать свои силы), а второе – для того, чтобы население не возмущалось и правильно голосовало на выборах. Хотя здесь миллион разнообразных тонкостей — например, в фашистском государстве выборов нет. В игре существуют три основные политические силы (условно-тоталитарная Ось, условно-демократические Союзники и условно-социалистический Коминтерн). Стран стопроцентно придерживающихся своей идеологии не так уж много — остальные лавируют между этими центрами притяжения, исходя из своей личной выгоды. Некоторые страны имеют территориальные претензии к другим, некоторые могут присоединиться к тому или иному лагерю в силу каких-то внутриполитических причин и так далее. Мир Hearts of Iron 3 не возникает с нашим появлением, в нем уже существуют какие-то тенденции, подводные течения, напряжение. От нашего вмешательства зависит многое, но далеко не все.
С первого взгляда местную систему развития технологий не понять. Впрочем, не понять и со второго
Вечные поиски
Обычно в основе каждой стратегической игры лежит более-менее простая схема, которую можно объяснить в паре предложений. Здесь все куда сложней — в чем секрет успеха? В правильном управлении войсками и заблаговременном планировании войн? Вроде бы нет, без сытого тыла и правильно ориентированного производства любая армия зачахнет и погибнет. Но, с другой стороны, никакая экономика не выдержит войну на несколько фронтов, которая обязательно будет, если рухнет мировой баланс сил и управляемая нами страна станет противником половины земного шара. Дипломатия также, в свою очередь, не ограничивается принятием различных решений — разные государства имеют разный политический вес, который зависит от обстановки в целом, в том числе от успеха военных кампаний. Получается замкнутый круг, в котором действительно очень сложно найти универсальную стратегию победы. И это только для одной страны, а ведь то, что хорошо для одних, противопоказано другим.
Hearts of Iron 3 — игра очень непростая в освоении. С другой стороны, любителей такого рода глобальных стратегий много, и для втянувшихся откроются невиданные глубины аутентичного игрового процесса. Сложно рекомендовать ее всем, но особо упорным точно стоит попробовать.
613 Прочтений • [Обзор: Hearts of Iron 3] [21.05.2012] [Комментариев: 0]