«Черные бушлаты» стартуют с нарезки из выцветших кадров кинохроники под одноименную песню Владимира Высоцкого. У аудитории постарше от гордости на глаза наворачиваются слезы. Аудитория помладше с любопытством разглядывает легендарную технику, поражается отваге советских бойцов и спешно запасается историческими книжками. Так вроде должно быть. Но все ли так здорово?
Внутренний мир
Игра базируется на технологии GEM 3, лицензированной у студии Best Way, и, соответственно, внешне сильно напоминает трехлетнюю «В тылу врага 2». Углов, по современным меркам, многовато, текстуры замылены, растительность страшновата – движку не помешала бы парочка инъекций ботокса. Разработчики, правда, так не считают. Дополнения «Лис пустыни» и «Черные бушлаты» выглядят абсолютно одинаково, причем речь не только о полигонах, тенях и освещении, но и об интерфейсе. На скриншотах можно увидеть знакомые и далеко не образцовые менюшки, окошки, иконки, кнопочки. Временами кажется, что разработчики просто взяли из «В тылу врага 2» стандартный редактор, наштамповали кучу карт и связали их простенькими скриптовыми роликами без особого смысла. Внешний лоск в стратегиях, к счастью, не главное – куда важнее внутреннее содержание.
А с наполнением у «Бушлатов» (если не считать отвратной озвучки персонажей) полный порядок. Сценарий игры написан лично Александром Зоричем и в 2007 году занял второе место (из 500 участников) на конкурсе сценариев Vogster Awards. События игры охватывают почти весь период Великой Отечественной войны. В фокусе – действия советской морской пехоты на Черном море, до недавнего времени практически не освещенные в компьютерных играх. Играем за советских морпехов, ведущих, как масштабные бои, так и выполняющих диверсионные задания. Кататься на редкой технике, тем не менее, никто не запрещает: помимо приевшихся советских и немецких машин, в игре можно найти чешские танки «Шкоды» и итальянские «Аутоблинды».
От Одессы до Севастополя
22 затяжные миссии разбиты на 6 небольших кампаний, строго привязанных к местам военных операций: Одессе, Севастополю, Феодосии, Новороссийску, Николаеву и Констанце. Среди действующих лиц – сплошные герои СССР и реальные исторические личности, включая майора Александра Кузнецова, капитан-лейтенанта Василия Ботылева и полковника Леонида Ильича Брежнева, лично участвующего в битве за Новороссийск.
По мере прохождения миссий и кампаний открываются новые разделы обширной внутриигровой энциклопедии, где можно найти много редких иллюстраций и воспоминаний участников тех событий. Над составлением исторической справки трудился известный московский историк и журналист Артем Драбкин. Изучать материалы познавательно и интересно, ведь Артем досконально знает, о чем пишет, – он взял не меньше сотни интервью у ветеранов Великой Отечественной.
Физика и взрывы всегда были главным плюсом движка от Best Way
Война не меняется?
Вместе с интерфейсом и графикой в «Черные бушлаты» из «В тылу врага» перекочевала фирменная игровая механика, напоминающая гремучую смесь Commandos и Company of Heroes. От первой досталась интеллектуальность, от второй – динамика и зрелищность. К несчастью, мультиплеер, почти доведенный до ума в «Лисе пустыни», оказался за бортом.
Частенько разработчики беспардонно противопоставляют отряду из нескольких морпехов целые вражеские батальоны с танками и пулеметами. Лезть на рожон в таких случаях – форменный суицид. Приходится часами ползать на пузе, плясать вокруг танков, считать каждый патрон, каждую гранату и методично выполнять поставленные задачи. Признаться честно, местами авторы откровенно переборщили. Ветеранам «В тылу врага» придется проходить особо зубодробительные моменты раз по пять, а то и по десять. Впрочем, могло быть намного хуже, не будь здесь контрольных точек и возможности сохраняться в любой момент.
Немногочисленные оборонительные задания (здесь речь главным образом о Севастополе), напротив, представляют собой сплошной драйв и экшен. Фрицы набегают волнами, прессуют по основным направлениям, мрут как мухи – какой накал страстей! Правда, впечатление несколько портят многочисленные технические багги.
Искусственный интеллект, вполне достойно выступивший во всех инкарнациях второй «В тылу врага», в «Бушлатах» неожиданно отупел. Советские солдаты и офицеры под пулеметным огнем замирают, словно вкопанные, отказываются следовать в указанные точки и всеми силами позорят собственные черные бушлаты. Теперь приходится гораздо чаще стучать по мышке и пользоваться спасительным режимом прямого управления юнитами. Такие выходки служивых вовсе не оживляют геймплей, а лишь разочаровывают.
Откровенно говоря, «Черные бушлаты» сложно назвать независимым и самостоятельным проектом. Перед нами, скорее, очередное добротное дополнение к «В тылу врага 2», которое в определенный момент разработки распухло до состояния полноценной игры. За бесконечно патриотичным начальным роликом, десятками новых юнитов, героев и миссий отчетливо проглядываются развесистые уши запутанного интерфейса, знакомых глюков и морально устаревшего движка. Вещица строго на любителя. Тем, кто души не чает в стратегиях от Best Way, «Бушлаты», безусловно, принесут только счастье и радость. А вот остальные вряд ли оценят хардкорность этого проекта.