Шумное, сопровождаемое заливистым сумасшедшим хохотом противостояние Бэтмена и его заклятого врага Джокера давно просилось в какую-нибудь игру. Тем более после успеха фильма «Темный рыцарь». Это то самое столкновение, от которого искры летят: серьезный, как финансовый кризис, супергерой против развеселого маньяка, мачо-культурист против клоуна-доходяги, голливудская улыбка против прорезанного от уха до уха оскала, который в последний раз вы могли видеть в фильме «Человек, который смеется». Однако боссы EA по каким-то причинам свернули собственную разработку и теперь наверняка кусают локти: идею перенести в видеоигру дуэль Бэтмена и Джокера подхватило британское издательство Eidos Interactive, и в итоге их Batman: Arkham Asylum сегодня бьет все рекорды продаж и считается главным претендентом на звание игры года.
Сделай это по-разному!
Сюжет игры одновременно прост и изящен. Бэтмен поймал сбежавшего из тюрьмы Arkham Asylum Джокера и привез его обратно, в хорошо охраняемый желтый дом, где содержатся самые опасные безумцы Готэм-сити. Однако Бэтмен чувствует в этом подвох: слишком уж легко сдался Джокер. И действительно, все оказалось ловушкой, в которую попался и сам супергерой, и администрация Arkham Asylum. Джокера здесь уже ждали сообщники, они все подготовили для его триумфального возвращения, и вскоре клоун-маньяк взял под контроль всю тюрьму. И теперь Бэтмену практически в одиночку предстоит справиться с ним и его шайкой.
Игровой процесс тоже, казалось бы, предельно прост. Мы лазаем по вентиляционным трубам, избиваем врагов либо в открытом бою, либо пользуемся стелсом: тихо подкрадываемся к ним сзади и бесшумно выводим из строя или прыгаем на ничего не подозревающего противника из-под потолка. Правда, предварительно туда придется залезть с помощью специального крюка. Но тут есть детали и нюансы, которые превращают эту рутину в феерическое представление. Во-первых, Бэтмен не просто лезет под потолок: с помощью своего крюка он грациозно сигает по подвесным конструкциям и каменным горгульям, уходит от погони и выбирает наиболее подходящее место для молниеносного удара сверху. Кроме того, он может свешиваться вниз головой и отлавливать противников по одному.
Во-вторых, Бэтмен может использовать специальный режим зрения, в котором наш супергерой видит врагов сквозь стены – причем в образе скелетов. Кроме того, это позволяет ему замечать следы, запахи и прочие улики, невидимые обычному глазу. В-третьих, Бэтмену доступна масса приемов ближнего боя: он может проводить разнообразные комбо и контратаки, добивающие удары, может схватить одного врага и швырнуть им в другого и т.д. Наконец, помимо собственных пудовых кулаков, супергерой ловко использует свои фирменные гаджеты. Это бэторанг, смесь сюрикена и бумеранга, специальный взрывчатый гель, который можно использовать как мины, а также бэткоготь: с его помощью он не только сигает под потолок, но и притягивает врагов к себе прямо во время схватки.
Кстати, тут есть и элементы RPG: по ходу прохождения Бэтмен получает очки опыта, которые можно тратить на разучивание новых и апгрейд старых приемов ближнего боя, на улучшение брони супергероя, а также на модернизацию его гаджетов. Так, вы сможете научиться управлять бэторангом в полете, использовать его в качестве приманки и поражать им сразу две цели.
В числе спарринг-партнеров Бэтмена бывает до 10 человек одновременно
Игра как кино
Однако многообразие игровых возможностей – еще не залог успеха. Мы знаем много примеров, когда все это превращалось в несбалансированную кашу, где половина заявленных возможностей не работает, а другая половина работает криво. В Batman: Arkham Asylum, слава богу, все на своих местах, все работает и все реально задействовано в игровом процессе. Авторы грамотно чередуют эффектные потасовки со стелсом, а во многих местах дают игроку выбор, как действовать – условно говоря, шумно и с вызовом или тихо и изящно. Экшен-сцены вовремя сменяются решением пазлов, а в качестве вишенки на торте выступают схватки с боссами. Это все старые знакомые Бэтмена, самые опасные маньяки Готэм-Сити. Например, Убийца Крок, огромное чудище с кожей крокодила, или Бич, жертва военных экспериментов, который с помощью стероида веном превращается в машину для убийства. В сражениях с боссами, как водится, придется не только больно бить, но и искать их самые уязвимые места. Чтобы победить Бича, например, нужно сначала дезориентировать его бэторангом, а потом вскочить ему на спину и вырвать шланги, подающие врагу веном. И так повторить несколько раз.
Вообще, чувствуется, что игру делали со старанием и вниманием к деталям. Чтобы игроку не было скучно, авторы придумали развитую систему бонусов, насытили игру дополнительными загадками и спрятанными призами, за которые также выдаются очки опыта. Они придумали режим испытаний, где игроку предлагают выполнить определенное задание (победить всех врагов за отведенное время, на скорость бесшумно нейтрализовать противников на уровне и т.д.), а потом сравнивать результаты с другими игроками в системе Windows Live. Также можно собирать фигурки различных персонажей, аудиозаписи бесед с ними и постепенно открывать новые страницы в биографии встреченных героев. В игру встроена специальная библиотека, где можно узнать много интересного про вселенную Бэтмена.
Но главное, чем подкупает Batman: Arkham Asylum – это, конечно, безупречно выдержанные стиль, атмосфера, интригующий сюжет, харизматичные герои, разнообразный дизайн уровней и цементирующая все это шикарная режиссура. Игра смотрится как интерактивное голливудское кино, где зрителю дали право нажимать на кнопки и управлять актерами. Даже начинается игра, как фильм, - с титров, длинных диалогов и эффектного прохода героев по тюремным коридорам. Здесь много диалогов, киношных ракурсов и ярких неожиданных мизансцен, в которых сценаристы не перестают удивлять благодарного зрителя. Особенно горазд на выдумки, конечно, Джокер: его безумная харизма и задорный смех придают особое очарование игре, а сам виртуальный актер сыграл не хуже покойного Хита Леджера в «Темном рыцаре». Некоторые сцены и вовсе можно признать шедевром игрового дизайна и постановки. Например, в морге, где Бэтмен, одурманенный газом, сначала видит своих покойных родителей, а потом бьется с маньяком по кличке Пугало на руинах собственного подсознания. Нечто подобное мы видели в Max Payne, но все равно эмоции захлестывают: мурашки по коже, волосы дыбом и буря оваций.
Одним словом, Batman: Arkham Asylum полностью оправдывает рекордные продажи и удивительное единение критики и публики в восторженных оценках игры. Перед нами безумно увлекательное, стильное, броское и безупречно поставленное кино, которое при этом еще и умудряется быть разнообразной, компетентной видеоигрой.