Славная японская компания Capcom демонстрирует завидную последовательность: каждую новую часть своего хоррор-экшена Resident Evil они все-таки портируют на компьютеры. Жаль лишь, что и ошибки при этом повторяют одни и те же.
Не ходите дети в Африку гулять
Итак, в Resident Evil 5 нам продолжают рассказывать страшные истории про эксперименты с бактериологическим оружием. Трансконтинентальная фармацевтическая корпорация Umbrella уничтожена, но дело ее живет. Образцы новых вирусов попали в плохие руки, и у международной организации по борьбе с биотерроризмом (BSAA) работы невпроворот. Получив тревожные сигналы из западной Африки, она отправляет туда одного из лучших своих агентов - героя первой части сериала, Криса Рэдфилда. В помощь ему отряжается горячая местная девушка, агент Шева Алома, при одном взгляде на которую Крис наверняка с тоской подумал: «Боже, ну почему я сейчас с ней здесь, а не на пляже в Малибу?» Однако делать нечего, и Крис с Шевой отправляются на борьбу с коварными биотеррористами. Впрочем, большую часть времени им противостоят не сами преступники, а управляемые ими толпы совершенно обезумевших местных жителей. Но это, скорее, не зомби, а чужие. Их сначала накормили какой-то дрянью, а потом из бедолаг начало лезть наружу такое, что плохо стало бы и Джеймсу Камерону с Сигурни Уивер. Как и зомби, наши мертвые аборигены и после смерти могут доставить массу проблем. Ими очень ловко управляют с помощью мегафонов и пламенных речей по радиоприемникам – точь-в-точь на политическом митинге. Они не стонут и не передвигаются медленными шагами, а ведут себя как разъяренная толпа погромщиков, громко кричат и бросаются вам на шею, стремясь поделиться с героями своим богатым внутренним миром. Чтобы избежать этого сомнительного счастья, в такие моменты игроку предлагается лихорадочно нажимать на определенные клавиши. В остальное время, как и раньше, многое зависит от вашей меткости и умения быстро стрелять в голову. А в схватках с многочисленными боссами по старой традиции придется проявлять смекалку: одному, например, нужно прицельно палить в глаза, другого – изжарить в заводской печи. Любимым же приемом авторов остается следующее издевательство: все двери на уровне закрываются, героев запирают на замкнутом пятачке и волнами спускают на них разъяренных мертвецов. Подкрепление придет, но его ожидание покажется вам вечностью.
По количеству пугающих монстров игра подозрительно напоминает Silent Hill
Экшеном по хоррору
Кроме того, мы по-прежнему должны искать и собирать на уровне деньги, патроны, медикаменты, ключи, оружие, сокровища и бонусные предметы, складывая все это в инвентарь. А между миссиями можно зайти в магазин, где вам позволят продать сокровища, купить припасы и даже модернизировать любимый шотган или пистолет, увеличив емкость магазина, время перезарядки или убойность «ствола».
Одной из главных особенностей новой части Resident Evil стало кооперативное прохождение. Всю игру Крис и Шева действуют вместе, помогая и прикрывая друг друга. На этом построено и решение многих игровых задач: где-то они должны сообща выбить дверь, где-то Крис подсаживает напарницу, чтобы та влезла на крышу и добралась до важной локации. Так вот, управлять Шевой может не только искусственный интеллект, но и живой человек. Вы можете сами подключиться к чьей-то текущей игре по Xbox Live или по Интернету, либо же позволить подключиться к вашей. Напарники могут обмениваться предметами из инвентаря и даже отдавать простенькие приказы вроде «иди вперед!» или «прикрой меня!»
В целом заметно, что пятая часть еще больше ориентирована на экшен: загадок стало меньше, динамики и пальбы больше, а одинокие блуждания по темным катакомбам уступают место слаженным командным действиям на открытой местности. Хорошо это или плохо? Все зависит от ваших предпочтений и ожиданий. В любом случае в пятую часть играть интересно: здесь полно адреналина, интригующий сюжет, яркие запоминающие схватки с боссами, кооперативный режим, дающий вам совершенно новый опыт. А новые боссы и новые враги из числа местных жителей способны нагнать страху не хуже старых добрых зомби.
Неудачные бигуди, неудачная укладка – и вот вам результат
Ужасы управления
А теперь собственно о PC -версии. Естественно, авторы добавили в нее поддержку современных графических технологий, в частности DirectX 10. Кроме того, на компьютере в Resident Evil 5 можно играть в специальном стереоскопическом режиме NVIDIA GeForce 3D Vision . Искать здесь напарников для совместной игры нужно не по Xbox Live , а по Интернету. Но все это на самом деле не так важно. Разница в графических красотах не так уж и заметна, в 3 D -очках смогут поиграть счастливые единицы, а смена онлайновой службы – вещь сугубо техническая.
Куда важнее, как разработчики адаптировали управление – это вечная ахиллесова пята всех консольных проектов, рискующих заглянуть на компьютеры. И тут как раз есть проблемы. Манипуляции с инвентарем, где можно экипировать оружие и передавать его между напарниками, это совершенно лишние в экшене телодвижения: прямо в бою отдельной клавишей нужно открывать инвентарь, выбирать там оружие, боеприпасы или лечебные травки, кликать на них, далее выбирать «отдать напарнику». Во время этих манипуляций игра не встает на паузу, и в пылу особенно горячей схватки с хорошо упитанным боссом от всего этого хочется буквально выть. Или сломать что-нибудь ни в чем не повинному компьютеру. Даже между миссиями, когда вы заходите в меню снаряжения и магазина, придется потратить немало нервов на то, чтобы переложить патроны из инвентаря Криса в инвентарь Шевы. Кроме того, тут далеко не всегда адекватно ведет себя камера, прикрепленная к плечу главного героя, на месте старые, из года в год повторяющиеся проблемы с реализацией передвижения героев, а в бою, помимо препирательств с инвентарем, нужно еще помнить о массе других кнопочек. Даже чтобы быстро развернуться, нужно нажимать отдельную клавишу. Бонусом идут прибитые гвоздями к полу декорации и растительность, которая никак не реагирует на прикосновения к ней, представляя собой, по сути, каменные или – если хотите – чугунные изваяния.
Одним словом, Resident Evil 5 игра хорошая, и мы можем только приветствовать желание авторов познакомить с ней и владельцев компьютеров. Но не можем понять, почему при этом они в который уже раз наступают на одни и те же грабли.