Знаменитая RPG «Готика» давно и нежно любима в России. Но в последние годы ей не везло. Вышедшая в 2006 году третья часть поражала огромным миром, но кишела багами, как Уолл-стрит – маклерами. А потом получилось и вовсе худо - Piranha Bytes рассорилась с издателем JoWooD Productions, и теперь официально четвертую часть «Готики» (которая называется Arcania: Gothic Tales) делает совсем другая команда. А всеми любимые «пираньи» выпустили новую RPG – Risen. Впрочем, как оказалось, все новое – это действительно хорошо забытое старое.
Пьянящее средневековье
По сути, Risen – неофициальная четвертая часть «готического» сериала. И пусть название вас не смущает. Ветвистые корни первой и второй «Готики» сразу видны: в сюжете, манере подачи, атмосфере, игровой механике и даже графике.
Сюжет традиционно эпический, пафосный и чуть глуповатый. Начинается он с кораблекрушения, и морские волны выкидывают безымянного героя на остров. Царит глубокая ночь, сверкает молния, вокруг трупы и потерявшая сознание девушка. На нас – лохмотья. Поэтому первым делом расталкиваем девчонку, обираем трупы (воровство и мародерство в игре не грех), находим дубинку и, проспав ночь на дубовом ложе, идем осматривать остров.
Одним словом, типичный для «Готики» расклад. Поначалу мы просто пытаемся выжить, беремся за любую работу, включая сбор овощей на огороде. Затем добираемся до города и окунаемся в океан разговоров. Людских поселений всего три: портовый город Харбор-Таун, монастырь инквизиторов и лагерь разбойников. В каждом есть свой вожак, отчаянно воюющий с другими. Простой люд только и говорит о зыбкой политической почве. Поэтому придется выбирать, на чью сторону встать. От этого решения будет зависеть вся сюжетная линия, которая в корне отличается у каждой из сторон.
Монахи по традиции ищут магические артефакты и ждут пришествия в мир таинственной силы, горожане и разбойники живут, как умеют, и отстаивают свои местечковые интересы. Преклонив колено перед Инквизицией, мы попадем в монастырь, облачимся в рясу и станем воинственным магом. Погуляем по огромной библиотеке, научимся превращаться в улитку и швыряться огнем. Пойдя в городскую стражу, будем служить коменданту. А встав на сторону бандитов, ступим на тернистый путь мародера. Там живут пройдохи, зато чувствуешь себя свободным.
Мир Risen – дикое, но симпатичное средневековье: леса, горы, затерянные храмы с резвящимися скелетами, отрезанные от города фермы, водопад, домик отшельника. В сравнении с третьей «Готикой» мир небольшой, но проработан куда сильнее. Почти у каждого встречного – свои проблемы. Помоги продать рыбную лавку, принеси мяса уставшему огру, выбей деньги из обнаглевшего торгаша или узнай, где спрятал клад сидящий в башне пират – классическая схема «принеси-подай», однако у многих квестов есть несколько вариантов решений. Например, завладев сундучком с сокровищем, можно поднести его коменданту и приблизиться на шаг к вступлению в рыцари. А можно отдать законному владельцу, как и положено благородному разбойнику.
Эти крепыши почти не опасны. Скелеты куда хуже
Шестерни
Ролевая система Risen предельно лаконична и сильно смахивает на первые две части «Готики». От того, насколько хорошо «прокачаны» сила, ловкость и мудрость зависит, каким оружием и заклинаниями мы сможем пользоваться. Волшебникам нужно развивать магию кристаллов, воинам – учиться махать топором и стрелять из лука. Можно овладеть кузнечным делом, стать вором или кожевником. Система распределения очков традиционная для «Готики» - получив новый уровень, ищем мастера, который за пару сотен монет обучит ремеслу. С вектором развития нужно определяться сразу – человек-оркестр точно не получится.
Немного пиратской романтики еще никому не мешало
Бои тоже сильно напоминают классическую «готическую» схему: выждав момент, яростно рубим, уходим в оборону, сдерживаем атаки противника и снова бьем. Изначально мы одинаково плохо пользуемся любым оружием. Но со временем топор будет порхать в наших руках, мы научимся крутить в воздухе пируэты, бить сбоку и ставить крепкий блок.
Ничего особо нового, но все отработано с немецким тщанием. Даже глюков, которые в изобилии копошились в третьей части, почти нет. Единственный недостаток – периодические провалы в логике. Если после любовных утех с местной девкой зарубить ее топором, то сбежавшиеся мужики одобрительно протянут: «Это было забавно», - и усядутся отдыхать.
Даже выглядит Risen как правильная «Готика». Густая, пышная трава, серебристая вода, кряжистые дубы и дубоватые персонажи. Ночью – черная темень и дождливое небо, днем – слепящее солнце и цветущие холмы. Хотя не обязательно – погода часто меняется. Музыка привычно наполнена приятным слуху средневековым пафосом.
В Risen хочется жить. А это самое главное. Не поплевать на ладони, быстро перебить монстров, пройти сюжетную ветку и убежать, а наслаждаться утопической зеленью, средневековым бытом, искать пиратские клады и болтать с жителями. Это сложно, долго, интересно. Дух настоящего приключения – как при чтении «Острова Сокровищ» Стивенсона. Или как при игре в первую «Готику».