На каждой из нескольких миллионов проданных только за первый день коробок с Halo 3: ODST есть слоган: «Новый герой. Новая кампания. Новый мультиплеер». Последние два пункта – вещи сами собой разумеющиеся, но вот с первым у вас, вполне вероятно, может случиться конфликт. За всю историю серии Halo обходилась двумя главными героями – Мастером Чифом, фигурой божественного масштаба, и Арбитром, приглашенной звездой второй части. Но прямоходящая ящерица — это, конечно, несерьезно: Чифа безошибочно идентифицирует поразительное число людей, с играми никак не связанных. Восковая копия Чифа установлена в музее мадам Тюссо – случай уникальный, так как первого мультипликационного персонажа в галерее разместили двумя годами позднее. И это был, простите, Спандж Боб.
Ровно два года назад в этой героико-драматической истории повисло неловкое молчание – жизнь мастера Чифа неожиданно оказалась под большим знаком вопроса. Настоящие герои, как известно, всегда возвращаются, но пока акценты сменились кардинальным образом. В ODST задействован целый взвод солдат, и ни один из них никак не модифицирован. Серия впервые обращается к рядовым пехотинцам, до этого служившим простым аккомпанементом двухметровому полубогу.
Это как раз новый мультиплеерный режим Firefight во время редкой передышки
Сольная партия
Аббревиатура ODST подчеркивает разницу в отношении к самой серии на Западе и во всем остальном мире. Спросите любого школьника в США, что это значит, и он отчеканит: Orbital Drop Shock Trooper. Пробиться к специально арендованному и оформленному промо-грузовику с этой же аббревиатурой (примерный перевод – орбитальные десантники), колесившему по всем штатам, с одинаковым упорством пытались все: школьники, студенты, менеджеры среднего звена и те, кому уже далеко за 30. Оказалось, что Halo вполне может существовать без Чифа.
Bungie пытаются максимально нивелировать различия между Чифом и новым персонажем. Лицо главного героя по-прежнему скрыто под шлемом, о нем ничего не известно, у него нет имени, есть только кличка – Новичок. Спустя полтора часа в памяти всплывают все схемы и нужные рефлексы, пылившиеся в подсознании последние два года. Руки, оказывается, тоже ничего не забыли: очередь в живот, удар прикладом и еще одна длинная очередь безотказно действуют при встрече с бронированными врагами. Мало что выдает ограниченность десантников в сравнении с Мастером – бегают медленнее, прыгают ниже, не могут удержать в руках два автомата, но вы точно не будете чувствовать себя урезанным в правах и возможностях. За отведенное время взвод захватывает несколько площадей, отбивает около десяти массированных атак и взрывает значительное число оборонных объектов. Но ощущение собственной уязвимости и хрупкости неизменно с вами – вас может убить случайный патруль уже за ближайшим углом. Bungie меняют собственную же схему: теперь самостоятельно восстанавливается лишь специальный щит, а за лечением приходится обращаться в специальные автоматы. И вообще – руки героев предательски трясутся, дыхание сбивается, и чаще всего вы слышите неприятный писк пульсометра. Разница между обычным человеком и двухсоткилограммовым громилой в зеркальном шлеме очевидна и хорошо чувствуется.
ODST выдает потрясающие кадры с постоянным интервалом
Halo без прогулок по Halo
ODST — это как возвращение в родную школу: стены перекрасили, парты переставили, но расположение кабинетов все еще вертится в голове. Непривычный герой, новый автомат в руках (который на поверку оказывается старым, только с глушителем), непонятная структура. Но настоящий Halo стартует через считанные минуты. С воздуха десантируются подозрительные гориллы, закованные в броню, вокруг вас смешно бегают и пищат розовые коротышки, следует дружеский обмен плазменными гранатами, короткая пересменка у турели, а из-за угла появляется ходячий танк с лазерной пушкой и огромным щитом. Интересные ситуации случаются с потрясающей частотой: минуту назад вы могли убивать забавных коротышек электрической дубиной, а в следующие полчаса уже пилотируете инопланетный истребитель и расстреливаете огромного ходячего паука. Примечательно, что роботизированное насекомое можно убить вручную, забравшись внутрь механизма. Каждый случай военного столкновения тут вообще можно рассматривать с нескольких ракурсов, и все это не утихает до самого финала. Там Bungie неловко оступаются и заменяют открытый город неуместным коридорным уровнем.
Но слабину авторы дали лишь однажды. Большую часть времени вы бродите по городу, отбиваетесь от патрулей, чтобы найти какую-нибудь исковерканную снайперскую винтовку или дистанционный детонатор и переместиться на несколько часов назад в чужое тело. Флэшбеки стремительно выстраиваются в одну картину, которая завершается уже в настоящем. Несмотря на все вопросы к сценарию, выходит неожиданно интересно, и вы вряд ли захотите проспать финал. Для всех, кто все-таки его пропустил или уже видел, специально отведен второй диск – мультиплеерный, включающий все известные дополнительные карты для Halo 3. Единственный новый совместный режим, Firefight , рассчитан на то, что вы соберете друзей и будете вместе отбивать бесконечные атаки инопланетян. Простая формула на деле оказывается удивительно захватывающей.
Bungie не придумывают собственные игры с позиции «нового оружия» или «нового транспорта», она расширяют собственную вселенную. У каждой брони или устройства есть свое хитрое название, у города Нью-Момбаса, например, предусмотрена своя транспортная система, инфраструктура и даже логотип центрального компьютера – меняющая настроение рожица. Чуть позже, когда выясняется, что компьютер на самом деле разумный и может принимать решения за людей, подмигивающая пиктограмма уже не кажется такой наивной. В Bungie, по-видимому, прямо сейчас тоже вот так подмигивают нам с вами. Не пропустите условный сигнал.