Как философствуют молотом
Dragon Age: Origins напоминает полотно художника Сурикова: идешь в Третьяковку или в Русский музей и не обманываешься – вот оно, в нем эпический размах, ледяная правдоподобность и отточенная техника. Пусть даже и в таком консервативном жанре, как фэнтези.
Смерть героя
BioWare, авторы Baldur's Gate, Mass Effect и кучи других выдающихся RPG последней десятилетки, снова сработали на высшем уровне. Dragon Age: Origins – это классическая партийная ролевка по правилам Dungeons & Dragons с проработанным миром, интересными персонажами, развитой нелинейностью, только более резкая и бескомпромиссная, чем прочие игры компании.
Удивлять она начинает с генерации героя. В зависимости от выбранной расы (человек, эльф, гном), класса (воин, маг, разбойник) и сословия (богатство или трущобы), нам откроется одна из шести завязок. Каждая из них полна средневековой драмы: в одной предательски убивают отца молодого цесаревича и его самого заставляют спасаться бегством, в другой на эльфийскую свадьбу вламываются дворяне, вспарывают жениха, а похищенную невесту собираются изнасиловать.
Несвежее дыхание не облегчает взаимопонимание
Все дороги ведут к одному – сражению против местной армии чудовищ Мора и началу путешествия во имя спасения мира. Несмотря на банальную высшую цель (тут даже главный босс – пламенный дракон по кличке Архидемон), Dragon Age: Origins - редкая RPG, практически начисто лишенная традиционного для жанра пафоса. Эльфы здесь забитые трущобные дети, помирающие с голода и подрабатывающие наемными убийцами, торгаши-гномы ненавидят людей и пытаются восстановить порядок в своем королевстве, а люди погрязли в убийствах. Магам тоже несладко – для чудотворства нужна лицензия, а «нелицензионных» принято подвергать лоботомии.
В таких угрюмых условиях мы и начинаем свой путь. Здешний мир Ферелден состоит из нескольких княжеств: гномы в горах, эльфы в лесу, люди в городах. В каждом из поселений нас ждет глобальный квест. Выполним их все – пройдем игру. Только каждое из заданий – законченное драматическое приключение, с закрученным сюжетом и эпическим финалом.
Но потрясает именно нелинейность. Здесь каждое наше решение диктуется в первую очередь совестью – моральный выбор возведен в абсолют. Например, вломившись в хижину кузнеца, мы узнаем, что он спрятал важные для прохождения доспехи из отчаяния – его любимая дочь пропала. Поэтому он в депрессии, пьет. У нас есть выбор – пожалеть старика и, жертвуя временем, отправиться спасать девушку или цинично зарубить безоружного, силой забрав доспехи. И так всегда. Здесь можно проткнуть важного сюжетного персонажа, пока тот в отключке – и сюжет просто пойдет другим путем. Есть потрясающая по силе сцена с одержимым дьяволом сыном эрла, судьбу которого можно решить сразу несколькими, порой экстремальными, способами. И такое на каждом шагу.
Выразительные дебильные лица авторам удаются идеально
Сильнейшая часть – наши напарники. Они колоритные: высокоморальный Серый Страж Алистер, обаятельный эльф-убийца Зевран (кстати, гомосексуалист), святоша Лелиана, циничная девка-маг Морриган, и несколько других. Брать с собой в путь можно только троих, поэтому от решения, кого взять, порой зависит многое. Ведь в пути они часто перебалтываются, в роликах отпускают комментарии по поводу. У каждого свое понимание морали: Морриган ненавидит мягкосердечность, Алистер защищает невиновных. Если их достанут наши действия, они уйдут. Чтобы восстановить отношения, нужно дарить подарки.
Песнь
Геймплей классический. Бегаем по миру, общаемся с персонажами, при желании решаем их проблемы, отовариваемся в магазинах, деремся. Во время боев время можно ставить на умную паузу и раздавать указания. В зависимости от специализаций у каждого героя свой набор умений: разбойник любит огреть по затылку щитом, нанести сокрушительный удар со спины, а, например, маг может превращаться в паука, бить молниями, замораживать. Это если не считать обычную рубку мечом или стрельбу из лука. Каждому из героев можно прописывать свою тактику поведения – кого-то защищать, лечить или атаковать. С каждым новым уровнем мы можем прокачивать как стандартные параметры, вроде силы и убеждения, так и открывать новые ветки умений. Особо повезло магам: они могут обучиться магии стихий (то есть жечь, оглушать, лечить), а начав путь оборотня с мохнатого паука, вскоре эволюционировать до медведя и целого роя пчел.
Интерфейс и инвентарь своим устройством очень напоминают то, что мы видели в серии Neverwinter Nights
Выглядит Dragon Age: Origins как и подобает: мрачно, с мясом и кровью. Ферелден – глухое средневековье, с готической архитектурой, ободранными плебеями и расфуфыренными богачами. Герои умеют проявлять эмоции, а оператор в диалогах не стоит столбом, а выбирает зрелищные ракурсы. Деремся тоже задорно: жонглируем мечом, отсекая воякам руки и головы, рвем глотки. При этом всех в кадре заливает очень натуральная кровища, да так и остается красоваться на персонажах прямо во время диалогов.
Главный недостаток Dragon Age: Origins – перевод на русский язык. Наверное, сказался запредельный объем работ. Поэтому славянская речь периодически не совпадает с субтитрами, интонации скачут, актеры то хорошо играют, то фальшивят, а иногда случаются и гендерные аномалии вроде женского голоса у щетинистого варяга.
Dragon Age: Origins – игра эпохальная. Сильнейшее соединение драматического сюжета, моральных дилемм, нелинейности, приправленное северной суровостью и обилием кровавой резни. Самое важное – здесь почти нет табу. Только совесть или беспринципность.