Маленький робот в большом городе
К играм, созданным на базе Adobe Flash, всегда относятся как к чему-то в лучшем случае забавному. Запустить, посмотреть на аляповатые рисунки, пару раз улыбнуться и закрыть. Можно ли с помощью такой примитивной и старой технологии создать настоящий полноценный квест?
Оказывается, можно. Чешская студия Amanita Design, авторы культовой серии «Саморост», доказала это с помощью «Машинариума», ставшего в итоге одним из лучших приключений уходящего года.
Железный мир
Визуальный стиль «Машинариума» пленяет мгновенно. Нарисованные от руки локации удивляют уровнем проработки и скрупулезным вниманием к деталям. Город роботов предстает перед нами не как мрачная техногенная крепость, но как странное, необычное место, в котором хочется задержаться подольше и познакомиться со всеми его обитателями.
Вытянувшись, мы можем достать до недоступных объектов
Главный герой – маленький робот, разобранный бандитами на детали и выброшенный ими за пределы города. Преступники похитили его подружку и хотят взорвать главную башню города. Сюжет получается очень простой, да и не сюжет это вовсе, а цепь незаурядных событий. Но маленькому роботу придется нелегко. Равно как и нам с вами.
Помимо спасения города и девушки, мы должны выполнить массу заданий, не имея сначала ни рук, ни ног, а умея лишь растягиваться и стягиваться по вертикали.
На помощь приходят жители города, готовые отдать роботу нужную ему вещь в обмен на услугу. Расстроенная дама подарит зонтик, если вы отыщете ее заблудившуюся собаку, старый робот в обмен на машинное и подсолнечное масло даст пропуск в зал игровых автоматов.
Как и в любом квесте, мы исследуем локации, собираем предметы, комбинируем их. Предметные головоломки имеют вполне логичное решение, в лучших традициях квестов «старой школы». Единственный недостаток заключается в особом управлении: робот может взять или использовать только тот объект, до которого может дотянуться руками. Иногда из-за этого приходится бегать из одного угла экрана в другой, что изрядно надоедает, а можно пропустить важную «горячую точку». С другой стороны, всего локаций немного, и в рюкзаке редко когда оказывается больше пяти-шести предметов. Разве что долго приходится привыкать к управлению всеми действиями левой кнопкой мыши: правая во флэш-программах, как известно, выводит контекстное меню.
В «Машинариуме» четыре мини-игры. Эта слишком затянута и потому раздражает больше всего
Накипь
Большую часть игры составляют аккуратно вплетенные в общий стиль пазлы. Задаваться вопросами типа «Почему лифт заблокирован?» и «Кто отключил диапроектор?» бессмысленно – ответ всегда будет одинаковым: «Потому что это город роботов». Теоретически, таким аргументом можно объяснить все странности и порой возникающие нелепости игры. Все, за исключением одного. Отсутствия оригинальных головоломок. Бесчисленные перемещения разноцветных шариков, змейка, распутывание проводов, расширенные «крестики-нолики» и многие другие пазлы приходилось встречать не один раз в других приключенческих играх. Когда их несколько штук, мы обычно забываем про время, потраченное на складывание очередных пятнашек. «Машинариум» же переполнен вторичными головоломками. Тот, кто знаком с серией Myst и ее бесконечными подражателями, лишь недоуменно пожмет плечами. Некстати вставлена даже стандартная, опостылевшая за долгие годы музыкальная загадка. Спасает ситуацию та самая уникальная способность нашего героя растягиваться и сжиматься: на этом построены многие пазлы, и некоторые из них действительно получились и оригинальные, и изящные.
Пятнашки, хоть и упрощенные, всегда остаются пятнашками
Шестеренки
А еще в «Машинариуме» есть интересная система подсказок. Если преодолеть препятствие не удастся – в распоряжении имеется книга с полным прохождением. Прежде чем воспользоваться им, придется пройти примитивную мини-игру. Однако мы рекомендуем просто подумать, побродить по роскошным локациям, послушать необыкновенную музыку (композиции расположены на дополнительном диске в коробке с игрой) или просто понаблюдать за героем. Озвучки в «Машинариуме» нет, вместо роликов – немые сценки из жизни робота и его подружки. Торопливые игроки не заметят их вовсе, но стоит отпустить мышку на несколько секунд, и эти забавные зарисовки последуют одна за другой. Конечно, привычное повествование здесь отсутствует, вся игра будто бы один курьезный день из жизни электрического мегаполиса. Но благодаря таким деталям и бережно созданной атмосфере после окончания игры вам непременно захочется заглянуть сюда снова хотя бы на часок…
Одним словом, перед нами небольшая, скромная, очень уютная и милая адвенчура. «Машинариум» стоит обязательно посетить всем поклонникам жанра.