Число клонов GTA превышает все разумные пределы. Только в этом году мы увидели сразу несколько таких проектов: это и Prototype, и Saints Row 2, и Wheelman, и Red Faction: Guerrilla, и Infamous. The Saboteur – из их числа. Но при этом в нем есть то, чего нет ни во всех вышеперечисленных проектах: The Saboteur очень похож на легендарную «Мафию» за авторством чешской Illusion Softworks. И только за одно это ему хочется все простить.
Джаз спешит на помощь
Все формальные признаки GTA-образной игры на месте: большой город, поделенный на районы, где вы можете разъезжать на любой машине (предварительно выбросив из нее водителя), выполнять задания, копить деньги на новое оружие и новые тачки и т.д. Но время и место действия The Saboteur сразу настраивают на особый лад: вместо порядком поднадоевшего Нью-Йорка – Париж времен Второй мировой войны, вместо отморозков, маньяков и бандитов в роли главных героев – предельно харизматичный ирландец по имени Шон, который мстит нацистам за погибшего друга, вместо рэпа и, прости господи, Бритни Спирс – джаз и кабаре, вместо продукции современного автопрома – ретро-автомобили. И все это подано в уникальной стилистике старых нуар-фильмов и работ Фрэнка Миллера («Город грехов», «Мститель»): черно-белая гамма, которую разрывают только красные пятна нациских повязок или голубенький шарфик на шее прекрасной дамы. Нуар, джаз, ретро, красивые дамы в кабаре, которые могут быть топлесс (если вы внесете дополнительную плату и поставите соответствующую галочку в меню), – все это, конечно, очаровывает и привлекает к игре даже тех, кто на дух не переносит серию GTA и ее многочисленные отрыжки. Привычное насилие на улицах тут более чем оправдано: нацистов не только можно, но и нужно давить. А обычных парижан трогать не хочется: все они сочувствуют главному герою, а через некоторое время начинают оказывать прямую поддержку, влившись в ряды Сопротивления.
Но главное – The Saboteur рассказывает крайне увлекательную историю, в которой есть все: любовь, месть, дружба, шпионские тайны, коварные злодеи, роковые красотки, шикарные авто, мистические артефакты и жестокая борьба с фашизмом. И все это не просто сброшено в одну кучу, а подается в лучших традициях «Мафии»: действие наполнено драмой, интригой, происходящее постоянно перемежается отлично поставленными роликами, в которых есть умелая режиссура и мастерски написанные диалоги. А в главном герое заложено столько обаяния, юмора и грубой силы, что его сразу хочется поставить в один ряд с сами харизматичными героями видеоигр вроде Макса Пэйна или Томми Анджелло из той же «Мафии».
Если подстрелить врага, то его одежду вы не сможете использовать – дырки и кровь привлекут внимание охраны
Приключение чужих идей в Париже
А вот собственно игровой процесс больше напоминает не GTA и даже не «Мафию», а, как ни странно, помесь Assassin's Creed с Red Faction: Guerrilla. Помимо выполнения сюжетных миссий, мы в основном занимаемся тем, что устраиваем диверсии в различных районах Парижа, минируем башни, вышки, прожектора, топливные станции и даже танки. И чем чаще вы это делаете, тем меньше становится влияние фашистов в районе, тем активнее вам будут помогать местные жители.
В конечном итоге благодаря вашим действиям район освобождается из-под фашистского влияния и меняет черно-белую палитру на привычные цвета: вместо дождливого нуара там поселятся яркое солнце и зелень.
Чтобы добраться до высоких башен и вышек, расположенных на крышах, наш герой, совсем как Альтаир, может ловко карабкаться по стенам домов, далеко прыгать и кататься по протянутым между зданиями проводам. Таким же образом он уходит от погони. Другие варианты – спрятаться в борделе, в туалете или в укромных местах на крыше дома. К слову, погнаться за вами могут, если вы слишком близко подойдете к патрулю или вызовете подозрение активными действиями: начнете устанавливать взрывчатку, карабкаться по стенам и т.д. Подловив наци в безлюдном месте, вы можете тихо вырубить его, переодеться в фашистскую форму и в таком виде проникать даже на закрытые объекты.
В данном случае такое копирование чужих идей можно только приветствовать: в оккупированном Париже и минирование инфраструктуры в стиле Red Faction: Guerrilla, и салочки с охранниками, и прыжки по крышам в стиле Assassin's Creed смотрятся более чем оправданно.
Важно и то, что авторы постарались избавиться от однообразия дополнительных заданий. Их выдают не безликие роботы, а неплохо прописанные персонажи со своей историей: они могут попросить вас угнать машину, убить нацистского генерала так, чтобы он перед смертью услышал имя заказчика, или подстрелить на церковной службе информатора гестапо. И каждый раз это будет отдельная увлекательная миссия, у которой к тому же зачастую есть несколько вариантов решения. И даже рутинная, казалось бы, развозка взрывоопасных бандеролей по нацистским генералам тут превращается в полную адреналина погоню.
Не забыли авторы и о любителях сеять на улицах хаос и разрушение, они привлекут к себе пристальное внимание нацистов, которое будет выражаться в нескольких уровнях тревоги. На высшем ловить вас будут с участием тяжелой техники и бронированных дирижаблей, но и вы сможете предъявить в ответ самые мощные виды вооружения, включая огнеметы и фаустпатроны. А еще здесь крайне интересная ролевая система: она учитывает ваши достижения (например, считает, сколько раз игрок убил врага выстрелом в голову) и постепенно открывает бонусы и дополнительные возможности. Она дает уменьшение отдачи при стрельбе из снайперской винтовки, позволяет носить с собой больше взрывчатки и даже вызывать на подмогу транспорт или бойцов Сопротивления. Добавьте сюда черный рынок, где можно покупать новое оружие и апгрейды к нему, увлекательные гонки и гаражи, позволяющие коллекционировать новые машины и ремонтировать старые, и вам покажется, что The Saboteur идеальная игра.
Дождь в черно-белом антураже смотрится идеально
Нет пределов совершенству
Но, к сожалению, это не так. До уровня «Мафии» сюжетная постановка все-таки не дотягивает. Ей просто не хватило той же концентрации, насыщенности. В «Мафии» все было подчинено сюжету, и каждое задание превращалось в драматическое кино, а тут между действительно отличными сюжетными миссиями нам приходится подолгу заниматься диверсиями, которые, несмотря на все старания авторов, рано или поздно все-таки превращаются в рутину. А когда остаешься наедине с местным свободным геймплеем, то только отчетливее начинаешь замечать отдельные недоработки и шероховатости. Во-первых, тут отличный художественный стиль, но сама графика все-таки смотрится староватой. Во-вторых, в The Saboteur просто ужасная анимация, а акробатика смотрится бедным родственником на фоне того, что проделывает Альтаир в обеих частях Assassin's Creed. То же самое можно сказать и про местные бои. Достаточно стандартные перестрелки с использованием укрытий выглядят как-то неказисто, дергано. А самое главное – необходимость покупать многие виды оружия, равно, как и пользоваться гаражом стремится к нулю: складывается впечатление, что это сделано ради галочки. Да и скрытное перемещение во многих случаях можно отбросить в сторону: куда проще и эффективнее идти напролом. Наконец, модель поведения машин вроде бы вполне приличная, но ощущения от поездки в старом авто лучше передавала «Мафия», а погони более динамичными, яркими были в Wheelman.
И все же игра удалась. Да, она несовершенна: набрав с миру по нитке от разных игр, сотрудники Pandemic Studios едва ли смогли реализовать чужие идеи лучше или хотя бы на том же уровне. Но если сложить все это вместе и прибавить сюда уникальную стилистику, джаз, хромированные авто и сильный сюжет, то получается занятный и ни на что не похожий коктейль, который хочется распробовать до конца, несмотря на отдельные недостатки и рутину.
1658 Прочтений • [Обзор: The Saboteur] [21.05.2012] [Комментариев: 0]