Практика выпуска мини-дополнений вместо полноценных аддонов набирает обороты. Вслед за Fallout 3 моду подхватили авторы Borderlands и Dragon Age: Origins. Впрочем, лучшая RPG прошлого года этим ограничиваться, слава богу, не собирается.
Мини-радости
Первые мини-добавки (т.н. DLC или «дополнительный контент») появились практически одновременно с релизом Dragon Age: Origins. В основном они добавляли в игру различную уникальную экипировку: колечки, пояса, амулеты, клинки, сапоги, доспехи и т.д. и т.п. Но были и новые квесты. "Каменная Пленница" (The Stone Prisoner) позволяла взять в партию нового компаньона – каменного голема по имени Шейла. Правда, предварительно ее еще нужно было найти и оживить с помощью жезла управления и правильных магических слов. Другое мини-дополнение, "Крепость Стражей" (Warden's Keep), позволило исследовать заброшенную базу Серых Стражей и прикоснуться к некоторым страницам из мрачного прошлого Ферелдена. Оба DLC получились маленькими, максимум на час игры, но предельно насыщенными. На паре новых локаций уместились и агрессивные боссы, и тайники с уникальным оружием, и новые сведения о мире игры, и, самое главное, новые персонажи со своими проблемами. Bioware верны себе: даже в таких мини-добавках они не позволяют себе скатиться до однообразного мочилова, обязательно чередуя сражения с ветвистыми диалогами и непростыми моральными дилеммами. В The Stone Prisoner от наших решений зависела судьба ребенка: будет он жить, погибнет или в него вселится демон. В Warden's Keep тоже была непростая дилемма: заключить ли сделку с демоном, оставить ли жизнь старому магу Серых Стражей и какое выбрать ему наказание. При этом сами квесты были весьма разнообразные: в Stone Prisoner, например, помимо диалогов и драк был и полноценный пазл, оформленный в виде мини-игры. Кроме того, оба DLC добавляли в игру массу уникальной экипировки: в частности, полный набор Стража-Командора.
В итоге для тех, кто осилил оба дополнения, прохождение основной кампании значительно облегчалось: новое оружие и новый мощный напарник со своими умениями (толстокожая Шейла обожает рычать, стучать по земле и оглушать врага, нанося урон по площади) дополнялись возможностью обучиться паре уникальных способностей, близких по действию к запретной магии крови. К тому же в Крепости Стражей наконец-то появился сундук для хранения вещей отряда.
Очень символично, что на погребении тела короля присутствует и тот, кто во многом виноват в его смерти
Назад в прошлое
И вот после рождественских каникул вышло новое мини-дополнение к лучшей RPG прошлого года – Return to Ostagar. Вышло несколько неожиданно потому, что за пару дней до релиза прошла информация о задержке дополнения «на неопределенный срок». И, нужно сказать, авторы совершенно правильно не стали откладывать его в долгий ящик: если без «Каменной пленницы» и «Крепости Стражей» вы вполне можете обойтись, ибо по сути это побочные квесты, то «Возвращение в Остагар» напрямую связано с основным сюжетом игры. Здесь мы получаем возможность вернуться на поле битвы, где почти в самом начале сюжетной кампании погиб наш наставник Дункан и король Ферелдена Кайлан. Задача ясна: вернуть порождениям тьмы должок, отогнать врагов от тела короля, предать его земле и параллельно найти растащенные и припрятанные вещи и документы Кайлана. То есть вы, конечно, можете проигнорировать Return to Ostagar, но в этом случае потеряете нечто большее, чем пара новых мечей и лишних очков экспы: возможность вернуться в прошлое, отомстить и даже пролить свет на некоторые политические интриги, которые вел Кайлан. Более того, если к тому времени вы оставили в живых и взяли с собой в партию Логейна Мак-Тира – человека, предавшего короля в битве при Остагаре, – то вы получите возможность узнать его точку зрения на эти события, послушать пререкательства Логейна по этому поводу с другими компаньонами и лишний раз пожалеть о том, что спасли его.
По своей структуре и продолжительности Return to Ostagar практически не отличается от двух предыдущих мини-дополнений: максимум часа два игры, пара более-менее крупных локаций, заполненных сильными врагами и запертыми сундуками с новой уникальной экипировкой (включая полный комплект брони Кайлана и меч его легендарного отца Мэрика), возможность взять в партию нового компаньона (на этот раз боевого пса) и обязательный моральный выбор в конце: похоронить короля, как полагается, или бросить его тело волкам. Это дополняет возможность пострелять из баллист и лично свинтить рога тому самому огру, который убил Кайлана и в груди которого Дункан оставил пару своих уникальных клинков. Одним словом, немного, но насыщенно.
Однако больше всего нас радует тот факт, что практически одновременно с выходом Return to Ostagar последовал анонс полноценного аддона к Dragon Age: Origins – Awakening. То ли продажи мини-дополнений оказались ниже запланированных (к тому же они фактически никак не защищены и спокойно лежат на торрентах), то ли авторы изначально планировали чередовать «дополнительный контент» с нормальными аддонами, но как бы то ни было уже в марте мы узнаем продолжение оригинальной истории. Оставшиеся без Архидемона порождения тьмы продолжают атаковать Ферелден разрозненными группами, некоторые из них обрели разум, сколотили банды и даже воюют друг с другом. Во всем этом нам и предстоит разобраться, параллельно вернув былое могущество ордену и восстановив его штаб-квартиру. Известно, что мы сможем импортировать персонажа из оригинальной игры или играть за нового, Серого Стража из соседнего Орлея. Естественно, обещаны новые враги, новые сопартийцы, новые моральные дилеммы и новые способности. Будем надеяться, что не за горами и полноценный сиквел. Авторы явно понимают, что одними DLC, пусть и весьма качественными, игроки сыты не будут, и это нам внушает оптимизм.