На тактической карте есть стратегические точки, которые позволяют применять в области различные умения или, например, восстанавливают запас сил у отрядов
История Neocore Games – это история гадкого утенка. В 2008 году никому не известная венгерская студия выпустила средненькую тактическую стратегию Crusaders: Thy Kingdom Come, - старательный, но толком не доработанный клон Warhammer: Dark Omen и Warhammer: Mark of Chaos. Это была чистая тактика с элементами RPG, где мы в роли полководца вели за собой отряды юнитов (лучники, мечники, копейщики, кавалерия и т.д.), занимали господствующие высоты, били неприятеля, а в перерывах между битвами поднимали уровни своим ветеранам. Венграм этого показалось мало, и уже в следующем своем проекте они решили замахнуться на Total War, добавив к тактическим сражениям полноценную стратегическую составляющую. Так появился King Arthur: The Role-playing Wargame. И что самое удивительное, второй по счету проект венгерской студии оказался не просто на голову выше их предыдущей работы и всех прочих известных нам «тоталваровских» клонов, но и игрой, которая по увлекательности может на равных поспорить и с самой Total War.
Стратегия за круглым столом
Причин неожиданного успеха King Arthur: The Role-playing Wargame несколько. Первая и самая очевидная – венгры грамотно и аккуратно воспроизвели проверенную временем механику, сочетающую стратегию на глобальной карте с масштабными тактическими сражениями. Здесь есть все (или почти все), за что мы любим Total War. Игра посвящена объединению средневековой Британии под властью короля Артура и его рыцарей Круглого стола. Изначально нам доступен лишь один рыцарь и небольшой клочок земли. Постепенно мы присоединяем новые земли и новых рыцарей, которые поступают на службу к Артуру и берут под свое управление новые провинции. А те в свою очередь пополняют наши запасы провизии и золота. На глобальной карте мы передвигаем фигурки героев, нанимаем в городах новые войска, чтобы пополнить поредевшие ряды. Все наши провинции имеют несколько характеристик: в том числе уровень здоровья населения, обеспеченность пищей, общественная безопасность, а главное – преданность королю Артуру. Если оная преданность падает ниже определенного уровня, начинаются мятежи, которые нужно подавить, прежде чем провинция выберет себе нового короля и объявит независимость. Преданность можно стимулировать по-разному. Самые очевидные способы укладываются в традиции Total War: мы регулируем уровень налогов, возводим различные постройки, дающие бонусы к тем или иным характеристикам провинции, а в случае острой необходимости можем выделить из резервов провизию или золото. Но это лишь то, что лежит на поверхности. На самом деле King Arthur куда более глубокая в стратегическом плане игра, чем кажется на первый взгляд. Тут есть обширное дерево технологий. Технологии, помимо таких очевидных вещей, как новые виды войск, позволяют, например, принимать различные законы, касающиеся практически всех сторон жизни государства: от принудительного изъятия провизии из провинций и вербовки до налогов и горного дела. Кроме того, с помощью новых технологий можно влиять на уровень защиты ваших территорий от стихийных бедствий (наводнений, засухи и т.д.). Вы можете изучить технологию строительства плотин, чтобы раз и навсегда покончить с наводнениями.
Сражения, как вы уже догадались, происходят не на глобальной карте, а непосредственно на пересеченной местности. Тут все практически точь-в-точь повторяет то, что мы видели в Total War: перед боем выстраиваем свою армию, потом жмем кнопку «начать сражение», выделяем рамочкой свои отряды, приказываем им напасть на врага или занять тактически верную позицию. Во всем этом есть мощный тактический потенциал: различные типы местности (лес, дороги и т.д.) и даже погода по-разному влияют на юнитов и их показатели в бою. Лучникам неудобно целиться в лесу, особенно в тумане или под дождем, зато кавалерия или легкая пехота в лесу лучше защищена от стрел. А еще в лесу можно устраивать засады: отряд, нападающий на неприятеля из засады, получает бонусы к атаке. На качественные характеристики войск в бою влияют построения: одни типы эффективнее для защиты от кавалерийских наскоков, но слабоваты против лучников, другие замедляют движение, но отлично защищают от стрел. Факторов, влияющих на тактику, масса, и все они, включая и типы самих юнитов, соотносятся друг с другом по принципу «камень-ножницы-бумага»: что хорошо в одном случае, плохо в другом, и все плюсы и минусы в равной степени уравновешивают друг друга.
Героев можно собирать в партии по четыре рыцаря, и формировать их лучше по законам партийной RPG: там должен быть, как минимум, один воин и один маг
Думайте сами, решайте сами…
Будь в King Arthur только это, перед нами был бы просто качественный, но стандартный клон Total War. Однако венгры нашли, что называется, свою «фишку»: они совместили глобальную стратегию с полноценной ролевой игрой в стиле фэнтези. Тактика и исторически достоверные юниты (например, уэльские лучники) тут соседствуют с магией, эльфами, троллями, призраками и лучниками Глубоколесья. Рутинный захват провинций - с увлекательным сказочным сюжетом, который отнюдь не сводится к простому захвату карты, а предполагает массу интересных приключений. Мы встречаемся с волшебником Мерлином, злыми колдуньями, ищем рыцаря Ланселота и лекарство от магических бед, заключаем союзы с древними волшебными расами и вообще чувствуем себя персонажем сказочного фильма о короле Артуре. Заданий масса, причем помимо основных квестов есть и побочные: они позволяют разжиться дополнительным опытом, деньгами и артефактами.
Сами рыцари тут больше похожи не на типичных правителей и полководцев из Total War, а скорее на героев партийной RPG. У них есть прокачиваемые параметры, есть умения и полноценная кукла персонажа (туда можно вешать артефакты, оружие и броню, увеличивающие характеристики героев). Есть даже классовая принадлежность: одни тяготеют к магии, другие больше любят сражаться, третьи – управлять войсками и поддерживать союзников в бою. В зависимости от этого разнится и набор умений, доступных героям: одни способности действуют пассивно, другие можно применять прямо в сражении, например, замораживать или отравлять врагов, наносить особенно мощные удары или активировать магический щит, защищающий все оказавшиеся поблизости союзные войска. Характеристики рыцарей прямо влияют на ситуацию в их провинциях, на войска, которыми они управляют и даже на способы решения квестов. Тут нужно особо подчеркнуть, что большинство заданий в игре – это старые добрые текстовые квесты, которые вы могли видеть, например, в «Космических рейнджерах». По сути, это набор реплик, которые нужно правильно выбрать, чтобы решить квест. Так вот, в зависимости от персонажа, который выполняет задание, меняется и набор реплик, и вероятность успеха тех или иных действий, и итоговый результат.
То есть, как в серьезных RPG от Bioware, тут есть свобода выбора и моральные дилеммы: решить проблему грубой силой или проявить хитрость, подавить мятеж или провести переговоры с повстанцами, остаться верным данному слову и вернуть похищенную невесту или позволить ей остаться с новым возлюбленным, поддержать представителей христианства или старой веры, все еще сильной в Британии. От того, какие вы принимаете решения, меняется и мировоззрение игрока. Оно определяется четырьмя составляющими (праведник, тиран, христианин или старовер) и, в зависимости от вашей склонности к тому или иному типажу, открывает новые игровые возможности: уникальные для каждого мировоззрения войска, заклинания и стратегические способности. Таким образом, стратегия, тактика и RPG тут тесно сплетены в единое целое: выполняя квесты, принимая какие-то моральные решения, прокачивая рыцарей и обвешивая их артефактами, мы непосредственно влияем на набор доступных тактических и стратегических инструментов.
Все это оказывает гипнотическое воздействие. Уникальный коктейль из глобальной стратегии, тактических сражений и полноценной ролевой игры, позволяющей действительно отыгрывать роль, затягивает сразу и с головой: в King Arthur играешь запоем, сутки напролет с редкими перерывами на еду и сон. Безусловно, перед нами одна из лучших и, прямо скажем, неожиданных стратегий 2009 года. Конечно, не все идеально. Есть, например, проблемы с балансом в тактических сражениях: лучники и маги откровенно сильнее остальных. А в наборе стратегических инструментов явно не хватает полноценной дипломатии и шпионов. Но на общем великолепном фоне это лишь досадные мелочи, которые венгры вполне могут исправить в дополнениях.
1754 Прочтений • [Обзор: King Arthur: The Role-playing Wargame] [21.05.2012] [Комментариев: 0]