«Империя. Смутное время» изначально кажется интересной и глубокой игрой, практически книжкой с картинками – минимум правил и максимум деталей, в которых нужно разобраться.
Дела давно минувших дней
«Империя» создана питерской Lesta Studio по образу и подобию знаменитой серии Europa Universalis. То есть это эпическая стратегия, действие которой в основном разворачивается на глобальной карте. В отличие от серии Total War тут нет тактических сражений на пересеченной местности. Вся игра проходит в общении с цифрами, графиками и таблицами. Всего нам доступно 4 кампании, действие которых разворачивается на временном отрезке 1350-1650 годов. На карту поместились восточно- и западноевропейские земли, территории рыцарских орденов, Русь и южные татарские земли. Играть можно практически за любую землю, недоступны лишь татары, да и то, кажется, до следующего дополнения. В любом случае для каждой земли найдутся сюжетные задания и вообще будет, чем заняться. Как правило, программа-минимум заключается в захвате некоторого числа земель (в основном соседских фракций) до определенного года. Игра идет в реальном времени, хотя паузой придется пользоваться частенько. За обладание всем регионом нас щедро награждают титулами вроде «Государь Московский». Против всех сразу воевать, конечно, не получится, здесь можно и нужно поддерживать дипломатические отношения (есть несколько вариантов от торгового союза до династического брака) с другими государствами и не лезть на рожон. Тем более, что особо торопиться нет резона – времени отпущено прилично, а война с неподготовленным войском или на несколько фронтов сразу точно не приведет к чему хорошему.
Особенно нужно подчеркнуть, что здесь важны не только войска, ресурсы и оснащение городов. Историю творят персонажи – монархи, полководцы, священники и т.д. Они набирают опыт, пользуются особыми возможностями, ведут войска в бой и борются с ересью – словом, все держится на них. Перчинки поддает тот факт, что герои смертны, причем порой смерть приходит весьма неожиданно. Поэтому для решения особо сложных задач нужно холить и лелеять нужных специалистов, продумывая все возможные варианты.
Можно вообще пропустить бой и автоматически посчитать его результаты
Священная война
Помимо захвата новых земель нужно думать и о том, как их удержать. И тут очень остро встает религиозный вопрос. Естественно, удобнее всего, когда все города исповедуют единую государственную религию, а число иноверцев находится где-то в районе статистической погрешности. Так, однако, почти никогда не получается – вольные земли как правило населены язычниками, да и покоренные соседи обычно поклоняются совсем не тем, кому надо. Вообще в религиозном вопросе легко запутаться, особенно если создавать в покоренных городах персонажей. Поэтому получается, что в «Империи» проще и приятнее всего быть кровавым тираном – давить инакомыслящих гораздо удобнее, чем возиться с теми, кто не нашему богу молится.
Наводить порядок здесь вообще довольно интересно, тем более, что разнообразных возможностей по управлению в игре немало. Главное, вовремя понять потребности каждого региона и развивать их соответственно. Лучше не охотиться на того, кого нельзя убить – объявление войны и нападение на слишком сильного соседа приводит к быстрому наказанию. Вы можете даже лишиться монарха. В этом случае, если нет совершеннолетнего наследника, наступает титульное «смутное время» - сложный переходный период, когда нужно срочно создавать новую правящую династию и буквально из руин восстанавливать потерянное.
Можно вообще пропустить бой и автоматически посчитать его результаты
Нужные вещи
Авторам удалось создать живой динамично развивающийся мир. На карте постоянно что-то происходит. Кто-то на кого-то нападает, кто-то недоволен нашей экспансией или, например, пришли татары. При этом «Империя» полна стратегических тонкостей. Содержать огромные армии невыгодно и неудобно (кстати, бои здесь практически автоматические, можно лишь определить приоритеты атаки и защиты перед началом). Воевать ими на далекой чужой территории еще хуже – для снабжения необходимы обозы, которые сами по себе представляют удобную мишень для захвата вражескими отрядами. В то же время некоторые войска (та же легкая татарская конница, к примеру) вообще не нуждаются в снабжении и могут спокойно питаться подножным кормом.
Во всех этих тонкостях действительно хочется разбираться. Для стратегии, как вы понимаете, это самое главное. Поэтому попытку российских разработчиков выступить на одной территории с Europa Universalis можно назвать зачетной. По логике тут нужно произнести традиционное «Так держать!», но на самом деле держать нужно еще лучше: пока игра отточена не идеально, тут есть проблемы с балансом. Ближе к концу кампании играть обычно становится слишком просто – скапливается много ресурсов, и остановить успешный захват соседских земель мало кому по силам. Есть проблемы с перенаселенностью городов, некоторые возможности, например, наем персонажей в городе в течение одного сезона или способность шпионов сжигать запасы становятся фактически узаконенными читами. Плюс ряд технических огрехов, приводящих, например, к вылетам игры или к некорректной записи сохранений. Впрочем, авторы практически сразу же взялись за патч, в котором обещают оперативно обработать игру напильником и донастроить баланс.
1181 Прочтений • [Обзор: Империя. Смутное время] [21.05.2012] [Комментариев: 0]