Обзор: Grand Theft Auto: Episodes from Liberty City
Прямо сейчас мировая общественность увлеченно решает, что же делать по поводу выхода исполинского «Аватара» - делить или все-таки нет киноиндустрию на «до» и, соответственно, «после». Оставив за рамками довольно бессмысленный предмет спора (какая, в конце концов, разница, тем более, что Джордж Лукас и Питер Джексон уже взялись за перевод своих ключевых трилогий в честное 3D), можно сделать интересное наблюдение – игровая индустрия, обычно симметрично следующая за Голливудом с задержкой в несколько лет, в этот раз встретила революцию раньше. Свой перелом эпох по имени GTA 4 здесь случился на полтора года раньше. GTA 4 не просто обогнала по суточным, месячным и бог знает еще каким сборам большую часть прокатных кинолент или музыкальных пластинок, это был вообще самый успешный медиарелиз 2009. В то, что такие деньги вообще возможно заработать с помощью двоичного кода и трехмерных моделей, до этого мало кто верил и надеялся.
В прошлом году рекорд убедительно побила Modern Warfare 2, с которой сейчас непосредственно сравнивают кассовые сборы «Аватара» и выясняют, чем же заниматься прибыльнее (по последним сводкам, Кэмерон выигрывает, но если брать во внимание изначальные вложения, игры все-таки выгоднее). Прецедент, тем не менее, создала именно GTA 4. Отчасти поэтому выпуск нескольких продолжений казался исключительно дьявольским ухищрением корпорации Microsoft – оба эпизода доступны только на консоли Xbox 360, и еще два года назад это должно было стать веской причиной отказать конкурирующей Sony. GTA 4, как любое событие такого масштаба, по большей части не нуждается в дополнениях, художественных отступлениях и режиссерских послесловиях; несмотря на все ошибки, претензии и замечания, это законченное и самодостаточное произведение. Тем удивительнее, что указанные два эпизода вовсе не выглядят двадцатимиллионными бессмысленными аргументами в войне платформодержателей (именно столько в долларах отдала Microsoft за эксклюзивные права), а довольно ловко вписываются в общее настроение и мир самого известного виртуального города, Liberty City. И если вы вдруг по-прежнему заинтересованы в его грязных задворках или гламуре клубов, Episodes from Liberty City станет ценным приобретением.
Баллады и парады
GTA 4, как выясняется, удачно существует и без центральной фигуры сербского беженца Нико Белича в кадре – криминального нелегала поочередно подменяют лютый байкер в косухе и клубный импресарио с фигурной стрижкой. Бородатый Джонни Клебиц и одетый по последней моде Луис Лопес довольно очевидно противопоставлены друг другу, на этом же сценарном приеме держатся и сами эпизоды. Обе истории не в последнюю очередь интересны еще потому, что находятся друг от друга на расстоянии пушечного выстрела. Грязь, насилие, брань и мрачные районы The Lost and Damned (первый эпизод, Клебиц в главной роли) находят диаметральное отражение в The Ballad of Gay Tony (эпизод второй, на этот раз с Лопесом) – гламурная жизнь, элитные клубы, машины бизнес-класса, дорогое шампанское и золоченые пистолеты. Первая часть уже через пять минут переключается на сцену перепалки между членами банды с использованием мата вместо предлогов и союзов, через десять – подробно демонстрирует сцену пытки и кровавой перестрелки. За это же время во втором эпизоде получится, скорее всего, облить шампанским танц-пол, заняться сексом в туалете, выпить несколько стаканов дорогого виски и поговорить о делах с партнером по бизнесу.
Жесткий ритм байкерских будней сменяется довольно расслабленной поначалу жизнью клубных тусовщиков, похождения самого Нико идеально укладываются где-то посередине между двумя крайностями. Даже балканский военный преступник Белич в большинстве случаев был снисходительнее и человечнее банды Джонни, но для Нико по понятным причинам ночные клубы Liberty City и вообще высший свет всегда оставались закрытыми. Все три истории изящно пересекаются между собой, герои, кажется, едва не перемигиваются, хотя по законам жанра старательно не замечают друг друга. Встреча с байкерами у Белича оказывается довольно жесткой и нелицеприятной, грязь и насилие довольно быстро становятся лейтмотивом The Lost and Damned в целом. Перестрелки здесь случаются чаще, чем в оригинальной игре, и проходят веселее и задорнее – вокруг звучат взрывы, полыхают машины, обрез в руках кажется решающим аргументом в любом споре, а к празднику жизни вскоре подключается спецназ на бронированных машинах. Большую часть времени в колонках гремит, конечно, дикий рок – в логове банды он звучит вообще без перерыва и пропагандирует косухи, «чопперы», бороды до груди и романтику дорог. The Lost, банда, которой фактически руководит Джонни, в противовес этому предстает хорошо слаженной, завязанной на наркобизнесе организацией с должностями «вице-директора» и «бухгалтера».
The Ballad of Gay Tony, хотя и не привязан к идеализированным субкультурам, при этом лучше выписан, срежиссирован и поставлен. Второй эпизод начинается с кадра лежащего на полу Лопеса – банк, куда он зашел по поручению босса, «берет» Нико Белич с товарищами. При следующей встрече, буквально через пять минут, серб едва не давит насмерть героя, но Луис этого, кажется, не замечает – есть проблемы важнее. Главная – начальство, Луис уважает Тони и даже считается с ним равным партнером, но Тони, как заранее предупреждает название, другого поля ягода. Нетрадиционная ориентация бизнесмена в определенном смысле мешает налаживанию нужных связей и приобретению весомой репутации. Охранники жалуются на издевки по поводу их профессии – присматривать за гей-клубом, гангстеры бесцеремонно врываются в дом и оставляют без последних штанов. The Ballad of Gay Tony однажды воспроизводит это выражение дословно и во всех деталях – никто лучше Rockstar не умеет так обставить социальную сатиру и замаскировать черный юмор. Студию – и в этом, пожалуй, главный секрет – интересует не столько стрельба и погони, сколько сами герои, типажи, карикатурные образы и драматические вперемежку с сатирическими ситуациями. В этом плане второй эпизод выверен идеально: даже цвет интерфейса специально заменен на фиолетовый, а меню переливается всеми цветами радуги – Rockstar намеренно воплощает все самые распространенные стереотипы.
Примерно во второй половине в The Ballad of Gay Tony начинается самое интересное: поочередно решаются главные проблемы GTA 4. К ограблению банка, в котором Нико и Лопес впервые пересеклись, нужно было готовиться полчаса реального времени – искать костюм, ботинки, подходящую машину и ждать указанного времени, ритм же у Луиса становится совсем бешеным и что-то подбирать уже некогда. Rockstar начисто слетает с катушек и вставляет в игру все, что только можно – позолоченные автоматы, гонки с двадцатью полицейскими машинами и прыжки из угнанного вертолета. История с взорванными машинами и простреленными головами, начатая Клебицем, достигает апогея в The Ballad of Gay Tony: в ход действительно идут золотые «Узи», с помощью все того же угнанного вертолета воруют уже вагон метрополитена, а одну из интимных сцен демонстрируют на большом экране в центре города. Добавить, в общем-то, нечего. Кроме, быть может, того, что большинство существующих в этом мире видеоигр действительно не стоят и вступительных титров Episodes from Liberty City.
1063 Прочтений • [Обзор: Grand Theft Auto: Episodes from Liberty City] [21.05.2012] [Комментариев: 0]