Эта игра несет в себе достаточный заряд, чтобы свести с ума, вызвать приступ эпилепсии или хотя бы на минуту лишить чувств любого половозрелого мужчину. Учитывая, что женщины к целевой аудитории не относятся (если столкнетесь с прецедентом, немедленно бегите), а детям вроде как не положено (возрастное ограничение «от 18» действует по всему миру), этот факт можно считать самым важным и лестным комплиментом. Способы и средства воздействия, правда, подобраны исключительно дьявольские и в высшей степени негуманные: ведьма в латексе расчерчивает экран огнем, на секунду показывает полуобнаженную грудь, вырывает крылья архангелам и выбивает мозги склизкой двадцатиметровой твари. Что-то противопоставить или сказать в ответ просто невозможно, да и особой необходимости в этом нет. Это вторая в новейшей истории игра, чьи предупреждения об эпилептических припадках не выглядят излишней перестраховкой и лукавством. Первая называется Contra: Shattered Soldier (PS2), здесь в определенный момент огромная черепаха, в которую вы стреляли двадцать минут, поворачивается задом, и там оказывается кровоточащее человеческое лицо.
Bayonetta на равных участвует в этом забеге абсурда, гипертрофированности, человеческого сумасшествия и местами вырывается вперед на добрые полкорпуса. В финальной битве героиня появляется верхом в открытом космосе верхом на дикого вида мотоцикле и мчится по обшивке гигантской ракеты. Маленькая деталь: сражение продолжается непосредственно во время титров, а ключевые боссы прикидываются мертвыми по нескольку раз. Плюс удивительное настроение в целом: Bayonetta начинается с крупного плана двух дам, падающих вместе с гигантскими часами в пропасть. Что примечательно, дамы – ведьмы из древнего тайного общества, попутно они сражаются с ордами даже не демонов, а ангелов и других менее узнаваемых посланников небес. Спустя минуту титр услужливо подсказывает, что все это случилось примерно пятьсот лет назад, а прямо сейчас главная героиня все забыла и прячется от клана соперников, коими, как ни странно, выступают архангелы. В этот момент есть реальный шанс помутиться рассудком, но если вы все-таки выстояли, приготовьтесь – самое безумное еще впереди.
Вот как можно использовать пистолеты, если приклеить их скотчем к каблукам
Танец с кинжалами
По воздействию на психику Bayonetta находится примерно на одном уровне с галлюциногенными грибами, их же, кажется, успешно употребляли и сами авторы. Эта игра проецирует в минуту по десять кадров, в клочья разрывающих ощущение реальности и обыденной действительности. Главная героиня с тем же именем, ведьма в латексном костюме со стразами и декольте, в буквальном смысле порхает – за ее спиной вырастают крылья бабочки, - ощипывает ангелов и стреляет из положения вверх тормашками – два револьвера размером в полруки прикреплены прямо к длинным каблукам. При этом рядом с пятиметровым врагом может неожиданно возникнуть гроб с шипами, из параллельного мира ведьма вызывает гильотину, гигантскую дыбу, а также несколько других громадных орудий из арсенала палача. И, наконец, в перерывах между сбором выпадающих из ангелов золотых колец – точь-в-точь как в играх про гиперактивного ежа Сонника – и стрельбой ногами героиня произносит заклинание и поочередно превращает свои волосы в огромных змею, дракона, тигра, кулаки и клещи. Если останетесь в сознании, заметите, что в этот момент с ведьмы почему-то исчезает и ее черный латексный костюм.
Принимая во внимание такие редкие возможности, игре, по хорошему счету, ничего больше для коммерческого успеха не требовалось, тем не менее, Bayonetta, как любая японская игра, безупречно поставлена и срежесирована. С учетом, конечно, своих локальных особенностей и национальных представлений. До этого момента квинтэссенцией всех идиотских и гипертрофированных представлений о стиле и брутальности негласно считалась серия Devil May Cry от Capcom – полутораметровые мечи с двигателем внутреннего сгорания, склизкие жабы размером с десятиэтажку и огромные именные пистолеты (правда, только два). Bayonetta берет сразу и количеством, и качеством. Пистолетов здесь сразу четыре, мечи обычно длиннее, склизкие земноводные еще противнее и больше. И вообще, чтобы признать безоговорочную победу, достаточно уже второго видеоролика: харизматичный негр прикуривает от большого пальца, ведьма путешествует в кабриолете, высунув ноги в ветровое стекло, на четырехполосное шоссе садится гигантский самолет из стим-панк фантастики.
С другой стороны, и это особенно удивительно, авторы всегда отдают себе отчет, что делают в целом игру про двухметровую (у героини проблемы с человеческими пропорциями) бессмертную ведьму, которая умеет стрелять из каблуков и душит волосами ангелов. В прикуривании от большого пальца или использовании гробов из потусторонних метров видна скорее легкая издевка над жанром и штампами, а не клиническое безумие. Bayonetta воспринимается легко и непринужденно, чем разработчики пользуются и вставляют в игру довольно уместные шутки. В одной из напряженных сцен, поочередно показав перекошенные от страха лица персонажей, виртуальный оператор дает крупный план груди героини, в другой раз торговец оружием удачно передразнивает своего коллегу из Resident Evil 4.
Но что действительно невероятно – при всех претензиях на скандальную славу и успех Bayonetta остается предельно отточенным, выверенным и во многом революционным слэшером. Чтобы вы лучше представляли: примерный эффект сравним с тем, если бы «Крестного отца» раскрасили в аляповатые цвета, надели на всех героев клоунские маски и заставили стрелять друг в друга из пластмассовых пистолетов, оставив культовые диалоги и сцены. По-хорошему игре необходимо выучить наизусть несколько десятков комбо-приемов, уметь нажимать пять кнопок за секунду и филигранно выполнять каждое действие. Ко всему прочему, Bayonetta еще и чертовски сложная игра – у некоторых боссов предусмотрено сразу несколько полосок жизни, а рядовые враги уже примерно через несколько часов убивают с двух ударов. Важно к тому же детально исследовать уровень – всюду разбросаны цветы, травы и какие-то кристаллы, из которых можно сварить особое зелье.
Ходят слухи, что своим исполнением и в хорошем смысле сумасшествием Bayonetta в значительной степени обязана своему продюсеру Хидеки Камия. В списке предыдущих достижений Хидеки главное место занимает как раз Devil May Cry, и японец уже довольно давно обещал переплюнуть свою же серию и насолить бывшему работодателю (Bayonetta выпускается конкурирующей Sega). Переплюнуть, надо сказать, действительно удалось, причем так, что сегодня обскакать ее может разве что God of War 3, до этого говорить что-либо о слэшерах или предрекать очередную революцию просто бессмысленно. В любом случае, если God of War – король жанра, то Bayonetta – неоспоримая королева.