Вот уж кому точно сверху видно все. Да еще и в таком удобном ультрафиолете
«Если повторение – мать учения, то что такое самоповторение?» - этот вопрос самих британцев из студии Rebellion, судя по всему, не волнует. Они продолжают заниматься самоповторением, но уже в особо крупных размерах. На днях Rebellion выпустила уже третью за 16 лет игру с названием Aliens vs. Predator.
Надо отдать, конечно, британцам должное: ведь когда-то именно они стояли у истоков экспансии Чужих и Хищников в видеоигры. В 1994 году они создали для платформы Atari Jaguar первый экшен под названием Aliens vs. Predator, а через пять лет его римейк вышел на PC – именно там были заложены основные стандарты классического шутера про «Чужих и Хищников». Спустя два года студия Monolith, добавив к этим стандартам пару оригинальных идей и собственный талант (которого у «монолитовцев» явно больше, чем у Rebellion), сделала, безусловно, лучшую игру в этой вселенной – Aliens vs. Predator 2. И вот через девять лет вместо потенциальной третьей части, которая бы продолжила поступательное развитие серии и вывела ее на новый уровень, мы, по большому счету, получили римейк первой части от авторов оной же: с новой графикой и некоторыми упрощениями в геймплее.
Старые привычки
Те, кто играл в предыдущие игры серии, в Aliens vs. Predator 2010 сразу почувствуют себя как дома. Знакомо все, до мелочей. Сюжет все так же разделен на три кампании: за морского пехотинца, за Чужих и за Хищника. В каждой из них мы занимаемся привычными делами. «Марин» по традиции бродит по темным коридорам заброшенных кораблей и станций, испуганно водит по сторонам фонариком, нервно вслушивается в писк датчика движения и истерично палит во все стороны, заметив перед собой легендарные челюсти Чужих. А еще, как и в Doom 3, он собирает аудиодневники, нажимает рычаги и регулярно куда-нибудь подает электропитание. Чужие по привычке бегают по потолку и стенам (им без разницы), сигают в вентиляционные трубы, прыгают оттуда на людей и убивают их парой ударов лапами или хвостом. Ну и, конечно, они никогда не откажутся что-нибудь или кого-нибудь (им опять же без разницы) перекусить… Наконец, Хищник как и раньше исповедует самый интеллигентный, но и самый жестокий стиль ведения боевых действий. Он предпочитает сначала выслеживать жертву, сидя невидимым где-нибудь на крыше или на дереве, а потом тихо спрыгнуть ей за спину и в буквальном смысле оторвать голову, частенько вместе с половиной позвоночника. А можно и не марать руки: в арсенале Хищника по-прежнему есть привычное оружие дальнего боя, включая копье, самонаводящийся лазер и метательные диски-бумеранги, которыми можно калечить сразу несколько целей.
В целом все это реализовано достаточно добротно, но опять же на уровне первой части 1999-го года. Тут есть, конечно, атмосфера, есть напряжение, при этом игра достаточно верно транслирует уникальные ощущения при игре за каждого из трех персонажей и позволяет лихо, со вкусом использовать их особенности. У Хищника есть несколько режимов зрения и невидимость, у Чужого – челюсти и нюх, у «марина» – липкий страх и бегающий по стенам фонарик, дополненный гранатометом и смартганом. При игре за пехотинца вы действительно будете чувствовать себя затравленной жертвой – тут авторы грамотно играют на наших нервах, превращая игру практически в хоррор. Игра за Чужих вызывает уже другие чувства: веселье на фоне головокружения от постоянного бега по потолкам и стенам. Ну, а Хищник по-прежнему позволяет вам чувствовать себя высокотехнологичным маньяком-убийцей.
Ганс Гигер, придумывая образ Чужого, ориентировался на художника Френсиса Бэкона, а тот, в свою очередь, вдохновлялся криком женщины из фильма «Броненосец Потемкин»
Новые болячки
Одним словом, свою долю удовольствия от Aliens vs. Predator 2010 вы можете получить. Тем паче, что тут неплохо реализовано оружие, в наличии отличная графика (правда, не везде оптимизированная должным образом) и шикарный звук. И, тем не менее, к игре есть пара неудобных вопросов. Во-первых, яростные апологеты PC (а первые две части Aliens vs. Predator выходили только на компьютерах) явно будут недовольны признаками «опопсения», казуализации серии. Управление теперь ориентировано на геймпад, заставляя нас нажимать лишние кнопки, чтобы выполнить какое-то действие: например, запрыгнуть в вентиляцию или забраться на стену. Плюс попсовые указатели на все что можно: на цели задания, на аптечки, разбросанные по уровням, на место для прыжка и т.д. Геймплей местами тоже сильно упрощен: копья у Хищника никогда не кончаются, из его арсенала исчезла паутина и некоторые режимы зрения. А Чужому теперь не нужно суетливо поедать свои жертвы, чтобы подлечиться: здоровье восстанавливается само. То есть тут стало меньше реализма, хардкорности. С другой стороны, жаловаться на это сегодня просто смешно: Aliens vs. Predator 2010, как и большинство современных шутеров, изначально позиционировался как мультиплатформенный проект. Хорошо еще, что авторы попытались найти компромисс между хардкором и казуализацией, увеличив, в частности, живучесть Чужих.
Куда страшнее полное отсутствие новых идей в Aliens vs. Predator 2010. Мало того, что игра не может предложить ничего нового, так она еще и делает заметный шаг назад по сравнению со второй частью в том, что касается сценария и его подачи. В Aliens vs. Predator 2 была действительно захватывающая история, где на протяжении двух десятков миссий авторы старательно нагнетали напряжение и интригу, причудливо чередуя события и героев, устраивая нам неожиданные встречи и малоприятные открытия. А в новой игре Rebellion мы получили не историю, а какой-то вялый обрывок: несколько миссий на каждую кампанию, связанные протухшей интригой и безыскусной режиссурой, оставляют чувство глубокого недоумения. Попадаются, слава богу, и действительно яркие, запоминающиеся события (например, схватка с королевой Чужих или битва с ящерами в ночном клубе), но их на всю игру раз-два и обчелся…
Зато здесь отличный мультиплеер. Именно он – главный повод для приобретения Aliens vs. Predator 2010. Основа для ярких, ни на что не похожих сетевых баталий была заложена во второй части, и в своей новой игре Rebellion грамотно используют это наследие. Уникальная тактика за каждого из трех персонажей (а в мультиплеере вы можете играть за любого из них) превращают сражения между живыми игроками в настоящее веселье. Но и мультиплееру тоже не хватает размаха и новых идей: чувствуется, что его потенциал не раскрыт и наполовину. Может быть, тогда стоило сосредоточиться именно на мультиплеере и превратить Aliens vs. Predator 2010 в размашистый и разнообразный сетевой боевик уровня Left 4 Dead?