В недавней King Arthur искусственный интеллект в сражениях действовал лучше, да и погодные эффекты заметнее влияли на исход сражения
В конце этой зимы у нас появилась возможность почувствовать себя Наполеоном не на правах пациента психиатрической больницы им. Кащенко, живо чувствующего приближение весны, а на вполне законных основаниях, по крайней мере, в рамках виртуального пространства – вышел Napoleon: Total War.
Наш генерал
Сделать просто дополнение, аддон про Наполеона Бонапарта – это было бы слишком мелко и пошло для личности такого масштаба. Нет, перед Napoleon: Total War разработчики из Creative Assemble поставили поистине наполеоновские задачи. Это не просто аддон, а самостоятельный, полновесный и во многом пионерский проект.
Во-первых, здесь впервые в истории Total War реализованы последовательные исторические кампании и сражения. Нам дают возможность действительно почувствовать себя Наполеоном, постепенно пройдя весь боевой путь великого корсиканца. В режиме «Кампании Наполеона» мы сначала должны повторить деяния великого полководца в Италии, где он сражался с Австрией, потом перейти в Египет, где Бонапарту противостояли бедуины, мамелюки и британцы, а уже после этого нас пустят, наконец, на большую карту Европы, где Император Франции практически в одиночку сражался против всего Старого Света. Наконец, в финале нас ждет знаменитая и последняя для Бонапарта схватка при Ватерлоо. То же самое и в «Битвах Наполеона»: чтобы самому поучаствовать в Бородинском сражении или битве при Аустерлице, вы должны пройти другие, не менее значимые и не менее исторические сражения, которые опять же открываются друг за другом. Такая жестко заданная историческая последовательность позволяет получить цельную картину личности Бонапарта и в целом слепок того времени. А многочисленные ролики, сопровождающие эти кампании и сражения, позволяют говорить о том, что впервые в истории серии мы увидели еще и некое подобие единого сквозного сюжета. Конечно, изначально на стадии анонсов и превью, когда авторы обещали прикрутить к игре сюжет, мы представляли себе его более полноценным: с диалогами, неожиданными открытиями и т.д., но и то, что есть, безусловно, большой шаг вперед для Total War.
К тому же авторы явно не хотели слишком уж вольно обращаться с исторической правдой. Именно поэтому первые две кампании – итальянская и египетская – получились достаточно короткими. Здесь есть четкие задачи, которые соответствуют исторической действительности и которые нужно выполнить в исторически верные сроки. Глупо за это корить авторов: наоборот, они дали нам уникальную возможность лично пройти путь Наполеона. К тому же все это с лихвой компенсирует европейская кампания, где нам предоставлено куда больше свободы, где обретает свой вес дипломатия (в Египте она не нужна вовсе!) и где, наконец, есть возможность играть не за императора Франции, а за одну из четырех стран-членов коалиции: Пруссию, Австрию, Британию и Россию. Вот здесь вы вольны поступать, как вам вздумается: можно, например, сразу бросить войска Кутузова на Париж, не дожидаясь, пока Бонапарт соизволит сам явиться на зимовку поближе к Смоленску.
В кампаниях появилась система заданий (захватить то-то, заключить союз с теми-то), за выполнение которых нас щедро награждают
На зимние квартиры…
Есть знаковые новшества и в игровом процессе. Так, заметно выросла роль генералов и полководцев: их можно нанимать на лету, прямо во время движения вашей армии, например, к Вене; их присутствие позволяет быстрее восполнять ряды на глобальной карте, а в тактическом сражении дает приличные бонусы войскам, оказавшимся рядом с генералом. Качество воздействия на подчиненных зависит от уровня развития полководца и навыков, которые он получает с опытом. Генералы могут воодушевлять солдат, трубить сбор и косвенно повышать характеристики определенных родов войск.
Увеличение роли «героев» автоматически сделало куда более важной и работу шпионов, которые могут не только устраивать диверсии и саботировать передвижение вражеской армии, но и физически устранять их лидеров. Опытный и прокачанный диверсант способен парализовать военную мощь целой державы, регулярно вырезая всех ее военноначальников.
А без генералов тут приходится особенно туго: обезглавленные армии не могут получать подкрепления (присутствие генералов позволяет заказывать резервы прямо в походе) и быстрее мрут от неблагоприятных условий. Это, кстати, еще один новый фактор, появившийся на глобальной карте: в жарких пустынях Египта без воды или в заснеженных полях России без валенок ваши войска начинают редеть буквально на глазах. Тем паче, что один ход на глобальной карте теперь длится не полгода, а две недели, и потому зима здесь растягивается надолго.
Зато появилась возможность строить на захваченных землях пункты снабжения, где ваши армии будут быстрее восстанавливаться и приходить в себя после славных битв и затяжных походов. Все это вынуждает более четко и гибко планировать передвижение своих войск на глобальной карте. Еще одно новшество: вы в любой момент можете сменить тип уже возведенной постройки и начать строительство заново.
В остальном Napoleon: Total War сохранил все те возможности, которые были и в Empire: мы строим фабрики и театры, прокладываем дороги, изучаем новые технологии с помощью дворян, ведем переговоры о заключении торгового соглашения или военного союза, блокируем торговые сухопутные и морские пути, развиваем флот, лично регулируем уровень налогов и подавляем восстания в тылу. Только здесь, кажется, еще заметнее стал уклон в тотальный милитаризм.
Изменения в тактических сражениях не так очевидны. Это по-прежнему весьма компетентный симулятор ведения боевых действий на пересеченной местности: тут нужно учитывать кучу нюансов, включая построение и расположение ваших войск относительно друг друга, особенности местности, маневренность отрядов, фланговые и отвлекающие маневры. Появление трех сотен новых видов юнитов кардинально ничего не поменяло: львиную долю времени по-прежнему занимают длительные обмены ружейными залпами стоящих друг напротив друга отрядов. Чуть увеличились масштабы битв, заметнее стала роль передвижной артиллерии, которая силами пары батарей может решить исход сражения. Но, соответственно, выросла и роль летучей кавалерии, которая при правильном использовании может быстро смести с лица земли вражеские пушки. Плюс, конечно, нужно учитывать целебную роль генералов на поле боя, о которой мы говорили выше. В связи с этим фирменная для всей серии охота на лидеров в Napoleon: Total War приобретает особое значение.
Такими картинами можно иллюстрировать «Войну и мир»
Вместе – веселее...
Однако здорово портит впечатление ИИ: несмотря на все предрелизные обещания, кремниевые мозги, кажется, не поумнели, а поглупели. Компьютерный противник тут регулярно выбрасывает какие-нибудь глупости: вражеская конница, например, может часами нарезать круги вокруг здания, в котором засели ваши стрелки - пока последние не перестреляют из окон всех бравых всадников. А вражеская артиллерия может долго и нудно расстреливать дом, из которого ваши солдаты давно ушли.
Да и на глобальной карте ИИ, надо признать, не блещет. И вот тут на помощь приходит, пожалуй, самое важное нововведение Napoleon: Total War – мультиплеер. В игре появилась долгожданная возможность создать свою мультиплеерную кампанию на глобальной карте или поучаствовать в чужой. Теперь вы можете разделать под орех Наполеона, за которого играет какой-нибудь школьник из Воронежа или клерк из Ганновера. И даже в рамках одиночной кампании есть возможность помериться силами с живым человеком, а не с глуповатым ИИ: для этого нужно разрешить другим игрокам подменять компьютерного противника в сражениях, которые вы ведете на глобальной карте. Здесь, конечно, игра совершенно преображается: сражения с хитрым homo sapiens выводят привычный Total War-геймплей на новый уровень увлекательности. Правда, готовьтесь к долгим ожиданиям в «лобби»: многие матчи переполнены или запаролены. Поэтому запасайтесь в «Стиме» друзьями и сами приглашайте их в игру.
Помимо всего прочего, Napoleon: Total War похорошел и графикой, и интерфейсом: игра стала изящнее, красивее и удобнее. Особенно значимы изменения в тактических сражениях: управление и навигация здесь на порядок комфортнее и нагляднее, чем в Empire. Одним словом, новая игра в линейке Total War стала очередным шагом вперед в развитии серии. Не все, конечно, удалось, и не все обещания авторы сдержали, но это не мешает получать от Napoleon: Total War искренний восторг и наслаждение. А уж появление мультиплеерных кампаний и вовсе трудно переоценить. Это уже сравнимо с Великой французской революцией.
723 Прочтений • [Обзор: Napoleon: Total War] [21.05.2012] [Комментариев: 0]