Петербургская студия Phantomery Interactive известна, прежде всего, благодаря своей сюрреалистической адвенчуре Sublustrum, очень тепло принятой поклонниками жанра. Следующими проектами должны были стать «Карантин» (рабочее название) и «Фобос 1953». Первый из них заморожен, зато второй вышел по расписанию – ровно за три недели до премьеры триллера «Фобос. Клуб страха».
Ситуация, действительно, необычная: игрой по фильму оказывается классический панорамный квест. Достаточно странный выбор со стороны менеджеров кинокартины, обычно ограничивающихся примитивными экшенами. Более того, сначала планировалось, что «Фобос 1953» – лишь первый эпизод из целой серии адвенчур, однако сейчас никакого упоминания об этом ни на коробке с игрой, ни на официальном сайте нет.
Как бы то ни было, игра Phantomery является лишь предысторией к картине и сюжетно никак с ней не связана. И это к лучшему.
Подмосковные бункера
Москва. Март 1953-го года. Главный герой, Глеб Николаев, приходит в себя и понимает, что заперт в каком-то помещении. Он прибыл для выполнения электротехнических работ на закрытый объект «Бункер-4». Причины его сверхсекретности Глеба до сих пор мало интересовали. Но теперь ему предстоит узнать многое, чтобы выбраться из бункера, единственный выход из которого замурован. Вскоре Глеб начнет слышать голос неизвестного мужчины, который вроде бы идет из распложенных в каждой комнате громкоговорителей. Никаких подсказок он не сообщает, но зато много рассуждает на околофилософские темы, и главная из них – природа человека и его страхов.
Сама игра изо всех сил пытается испугать нас: в кромешной тьме, в слабом свете фонарика периодически мелькают призраки, слышатся голоса мертвых, а сам герой впадает в полуобморочное состояние из-за отравления или отсутствии воздуха. Жаль только, что таких моментов тут не так много, как хотелось бы. Большую часть времени мы читаем найденные документы, осматриваем помещения, знакомимся с ужасными результатами секретных экспериментов, которые проводили в этом бункере советские спецслужбы. Атмосфера и дух того времени переданы блестяще: изображены даже мелочи, вроде старых советских плакатов на стенах и разбросанных на столах журналов «Радиотехника» и «Крокодил». А еще тут можно послушать по радиоприемнику речи членов Политбюро, а еще как сам Маяковский читает свои стихи.
В качестве жанра разработчики указывают «психологический квест», но все «психологическое» происходит в течение последних тридцати, а то и меньше, минут игры. Концовка кажется пришитой белыми нитками, потому что она слабо связана с основными событиями и лишена всякого объяснения. Посетители форумов предлагают свои интерпретации, зачастую вполне логичные, но таких версий можно предложить десятки. Что именно хотели сказать авторы – неизвестно. Если последуют новые эпизоды, как планировалось изначально, тогда невнятный финал, вероятно, получит какой-нибудь комментарий. Если же продолжение не предвидится, то придется довольствоваться оправданиями в стиле «у нас тут авторское кино».
Даже такие пазлы тут не отнимают слишком много времени
Мастер-класс радиотехника
С «Сублюструмом» «Фобос 1953» роднит многое. В первую очередь – движок. Архаичное неизменяемое разрешение 1024*768 компенсируется безупречным стилем и проработанностью интерьеров, а однообразие замкнутых локаций – динамично меняющимся видом от первого лица. После отравления газом до принятия противоядия у Глеба появятся проблемы со зрением; в темноте фонарик будет повторять движения курсора (как в серии Penumbra), а в одном месте нам даже придется надеть противогаз. Страх передан с помощью ярких красок и звуков учащенного сердцебиения, но используется этот прием редко.
За удивительное музыкальное сопровождение мы вновь благодарим группу Anthesteria, в которой пишет музыку лидер Phantomery Interactive Георгий Белоглазов. Семь замечательных композиций в стиле dark ambient не только идеально вписываются в атмосферу игры, но и отчасти создают ее.
Так видит мир человек, отравленный зарином
Но есть и качественные отличия от Sublustrum. Головоломки стали намного доступнее, но не примитивнее: выбран оптимальный уровень сложности. Все подсказки расположены в документах, но вникать в бесконечные письма или скучные рапорты не нужно. Чтобы разобраться с устройством нового радиоприбора, достаточно прочитать инструкцию. Задача с электросхемами, над которой вы бы два дня сидели в Myst, получает в «Фобосе 1953» очень аккуратное и логичное решение. Местные пазлы вообще заслуживают только комплиментов. Есть, конечно, и старомодный пиксельхантинг, но, слава богу, предметов для поиска не так много, и нам всегда известно, что именно нужно найти.
Впечатление «Фобос 1953» производит неоднозначное. Вместо страха – великолепная атмосфера 50-х, сюжет заменяет почти детективное копание в документах, концовка оставляет не одну дюжину вопросов, но о пяти часах, потраченных на блуждания по мрачным коридорам секретного бункера, не жалеешь. Новый проект Phantomery лучше воспринимать просто как классический панорамный квест. В этой роли столь короткая адвенчура смотрится великолепно.