Вопрос, почему на Украине умеют делать качественные шутеры мирового уровня, а в России – нет, безусловно, заслуживает отдельного исследования. Ну, а пока ученые строят гипотезы, откуда растут руки у отечественных разработчиков, нам остается тешить себя тем, что лучшие украинские шутеры вдохновлены книгами российских писателей. Речь, конечно, о S.T.A.L.K.E.R. и недавно вышедшем «Метро 2033». И если первый имеет отдаленное отношение к роману братьев Стругацких «Пикник на обочине», то «Метро 2033» – это игра непосредственно по книге Дмитрия Глуховского.
S.T.A.L.K.E.R., да не тот
Между «Сталкером» и «Метро 2033» вообще много общего. Делали их одни и те же люди: костяк 4Games составляют выходцы из GSC Game World. Соответственно, тут можно найти сходство и в боевой механике, и в реализации оружия, и даже в моделях персонажей. А самое главное – похожи миры, в которых происходит действие обеих игр. Сетевой роман Глуховского «Метро 2033» – это тоже постапокалипсис, живописующий последствия ядерной катастрофы на территории бывшего СССР. Только тут в Зону превратилась не прилегающая к Чернобыльской АЭС территория, а наша столица Москва, вернее, то, что от нее осталось. А осталось в основном лишь метро: именно там, в туннелях и на станциях, после ядерной катастрофы укрылись несколько десятков тысяч выживших москвичей.
В остальном все очень похоже: тут тоже есть сталкеры, которые поднимаются на холодную поверхность мертвого города в поисках припасов, есть разумные аномалии, которые иногда, кажется, играют со своими жертвами, есть радиация и мутанты, есть бары, где выпившие мужички травят байки и поют под гитару, есть торговцы на станциях, у которых можно приобрести боеприпасы и оружие.
Но при всем при этом «Метро 2033» – это совершенно другая по механике игра, чем «Сталкер». Это, если хотите, альтернативный взгляд на то, как нужно делать такие проекты. Если GSC Game World сделали ставку на большой открытый мир, живущий по своим законам, а сюжет там был лишь поводом выпустить нас в этот мир, то 4Games, наоборот, во главу угла поставили именно интересный, увлекательный сценарий, а все остальное принесли в жертву яркому динамичному и предельно заскриптованному действию в стиле Half –Life 2 и Doom 3.
Взамен мы получили действительно интригующую историю о том, как молодой человек по имени Артем отправился искать подмогу, чтобы спасти свою станцию от нашествия новых загадочных мутантов. На этом пути ему и нам предстоит пережить многое: он находит и теряет друзей, едет на фронт в составе Красной Армии (!), отстреливается от фашистов (!!) и толп мутантов, выходит на поверхность и идет в библиотеку (!!!), находит секретную ракетную базу и в конечном итоге чуть ли не вершит судьбы этого выжившего мира…
Ничего не напоминает?
Кино под землей
Сама по себе эта история, может, и не представляет собой ничего особенного, тем паче, что игра все равно не может похвастаться той же проработкой характеров, мотивации героя, которая была в книге (в чем редактор сей заметки сильно сомневается, поскольку не нашел таковых достоинств в убогом творении Глуховского). Но все искупается постановкой и филигранной работой со скриптами, которой, как нам раньше казалось, обучены только редкие западные разработчики уровня Infinity Ward.
Поездка на дрезине от одной станции к другой оборачивается светопреставлением. Задушевные разговоры с попутчиками прерываются массовой потерей сознания и странными видениями, потом на вас толпами нападают мутанты, вы яростно отстреливаетесь, в то время как кто-то справа пытается привести в чувство товарища, потом вы отбиваетесь от одного врага штыком, другому втыкаете в пасть нож.
И все это дополняется очень точной, детальной проработкой атмосферы. Периодически вам будет действительно страшно. Жуткие библиотекари смотрят прямо в глаза, атакующие с воздуха демоны хватают и убивают напарников, аномалии медленно приближаются и пульсируют в проводах, друзья и товарищи попадают под действие гипноза и начинают нести пугающую околесицу, странноватые видения Артема гулким эхом отдаются в голове. Особенно авторы любят запирать игрока в замкнутом пространстве, заставляя яростно отстреливаться и отбиваться от постоянно наседающих монстров.
Постъядерная жизнь на станциях показана живыми деталями: грязные, хмурые люди рассказывают друг другу страшные истории, делятся последними слухами и воспоминаниями о «довоенной жизни», кто-то торгует, кто-то пытается выйти на связь с питерским или киевским метро, какая-то женщина отчитывает пьяного мужа, а бармен назойливо предлагает «отличную дурь». Во всем этом чувствуется тот же совковый колорит, что мы видели и в «Сталкере», но для создания атмосферы присутствия это очень даже к месту. К тому же в «Метро 2033» все посерьезнее и помрачнее что ли, тут нет засилья плоских шуточек, нет поэтики алкоголизма, которая так раздражает многих в «Сталкере».
Общаются с Артемом часто и охотно, но сам он в основном отмалчивается
Выжить, но потерять свободу
Геймплей – подстать сценарию и старательно выстраиваемой авторами атмосфере. Как и в «Сталкере», перед нами survival-шутер, то есть главное тут не сама стрельба, а выживание. Шутер как раз в «Метро 2033» банальный. Вы можете использовать несколько базовых видов оружия и их модификации, оснащенные оптикой, глушителем, штыком или возможностью, как в случае с дробовиком, стрелять дуплетом. Плюс гранаты и динамит, прикрепляющийся к врагу. Можно палить в открытую, а можно пытаться снять врагов тихо, стараясь остаться незамеченным. По последней моде стрельба из ручного оружия обязательно сочетается со сценами, где мы используем разнообразные станковые орудия и даже стационарный, закрепленный на дрезине огнемет. По той же моде у героя нет счетчика здоровья: получив ранение, нужно просто подождать какое-то время и не высовываться. Враги-люди действуют неплохо, но не более того: они пытаются менять позицию, зайти с фланга, бросают гранаты, прячутся за укрытиями, но все равно остаются достаточно предсказуемыми противниками. В отличие от мутантов, атакующих неожиданно и с разных сторон, а иногда даже с потолка, с неба или из-под земли.
Но благодаря одной стрельбе тут не выжить. Вам придется постоянно заботиться о фильтрах для противогаза – без них некоторые миссии просто физически не пройти, герой начнет задыхаться и умрет. Кроме того, в первой половине игры ощущается серьезный дефицит боеприпасов. Поэтому, как и в дилогии Bioshock, вам придется постоянно обыскивать трупы и самые потаенные уголки уровней в поисках патронов, аптечек, фильтров и новых противогазов, взамен старых с треснувшими в боях стеклами. А еще мы ищем местную валюту – патроны определенного калибра, которые в мире «Метро 2033» приравнены к деньгам. Копить и стяжать тут жизненно необходимо. За патроны-деньги на станциях можно приобрести модифицированные «стволы», те же фильтры и аптечки.
Чтобы подчеркнуть, что перед нами именно survival-шутер, а не просто шутер, авторы добавили еще несколько важных деталей: фонарик, без которого тут никуда, постепенно садится, начинает светить слабее, и его приходится заряжать с помощью специального прибора; чтобы определить, сколько осталось фильтров в противогазе, нужно посмотреть на специальные часы; для навигации используется компас, который иногда трудно разглядеть из-за темени или из-за запотевших стекол противогаза, поэтому мы вынуждены подносить компас вплотную к глазам или освещать его зажигалкой. Все эти детали очень точно и грамотно работают на общую суровую атмосферу. А тем, кто говорит, что всю игру можно пройти, не пользуясь магазинами, не покупая новое оружие, не испытывая дефицит патронов или фильтров для противогазов, мы советуем увеличить сложность: только тогда вы прочувствуете «Метро 2033» по-настоящему.
Впрочем, в этой игре действительно не все идеально. Некоторые сюжетные сцены выглядят натянуто, мотивация героя и отдельные характеры проработаны поверхностно. Стелс пришит белыми нитками и по большому счету не нужен: вы даже можете гасить лампы и прочие источники света, чтобы оставаться незамеченным, но враги умудряются обнаружить вас практически в любой ситуации. Графика смотрится красиво, но движок плохо оптимизирован. Необходимость в деньгах практически пропадает в последней трети игры, где от патронов уже ломятся карманы, а лучшее оружие можно взять бесплатно на одной из станций.
Но главное: здесь все-таки ощущается какая-то недосказанность, недоделанность. На многих станциях явно есть, где разгуляться, но нас не пускают за закрытые двери. А другие убежища просто проносятся мимо – мы лишь успеваем понять, насколько там было бы интересно, высади нас здесь авторы хоть на полчасика. Мы можем понять, почему сотрудники 4Games не хотели связываться со сложной системой симуляции жизни, которая была в «Сталкере», и в данном случае эта ставка себя оправдала. Но возможность побродить по станциям, пообщаться с кем-нибудь, выполнить пару сюжетных и побочных миссий с точки зрения реализации ничего сложного собой не представляет. Зато игре это явно пошло бы на пользу. А в нынешнем виде проект выглядит яркой, увлекательной, красивой, атмосферной, но все-таки лишь заготовкой к чему-то более грандиозному и разнообразному. Будем надеяться, что 4Games действительно не остановятся на достигнутом.
785 Прочтений • [Обзор: Метро 2033] [21.05.2012] [Комментариев: 0]