У мифов Древней Греции удивительная судьба – они живы до сих пор. Бесконечные склоки небожителей, подвиги великих героев, сражения с диковинными зверями и монстрами — все это заставляет трепетать молодые сердца. Казалось бы, игра «Numen: Время героев» должна производить схожий эффект, ведь вся она построена на греческих мифах и повествует как раз о героях, монстрах и сражениях.
Однако на деле выходит иначе. Неказистое творение компании Cinemax уместнее сравнивать со сказкой на ночь — очень уж хорошо оно усыпляет, особенно в первые пару часов. Трудно представить себе ролевую игру, более ревностно соблюдающую все традиции жанра, в том числе и далеко не лучшие.
«Ролевик» по шаблону
Эпическое сказание с игроком в главной роли традиционно начинается с выбора персонажа — мальчика или девочки. Сама по себе возможность познакомиться с героем еще в его юные годы интересна, но реализовать ее как следует авторы не сумели. Если в той же Fable II показывают именно детство со всеми его трудностями и тревогами, то здесь игра за молодого и неопытного персонажа ничем не отличается от управления зрелым путешественником. Добрый дядюшка заявляет, что пора бы уже «пролить свою первую кровь» и «заработать пару шрамов». Так начинается череда скучных, монотонных драк, призванных обучить игрока азам боевой системы. Правда, тем, кто хотя бы раз видел ролевую игру, знакомиться не с чем.
Есть три пути: воина, охотника и мага. Дядя бьет себя кулаком в грудь, с пеной у рта доказывая, что только честный бой лицом к лицу достоин уважения. Местный жрец призывает открыться силам природы и познать магическое ремесло. Ну а чудаковатый охотник пытается склонить подростка на свою сторону. Взять уроки можно у всех троих, и в дальнейшем герой пойдет по той стезе, умения которой больше использует.
Если тыкать ножом в гигантских пауков, волков, скорпионов и прочих шаблонных чудовищ, пока они подохнут, то развитие идет по пути воина. Ну а коли вам ближе огненные шары или лук со стрелами, то прямая дорога в маги или охотники соответственно. Достичь вершины мастерства можно лишь в чем-то одном, да и боги-покровители у разных классов не одни и те же.
Магу, например, благоволят Афина, Зевс и Посейдон, но выбрать придется кого-то одного. За верность небожители расплачиваются со смертным полезными умениями. В основе сюжета лежит спор богов — чтобы выяснить, кто могущественнее, олимпийцы устроили состязание «педагогов» и принялись выращивать себе героев. По условиям соревнования, сильнейшим будет признано то божество, чей «питомец» первым отыщет на Земле древний артефакт.
Зачистка подземелий — изматывающая рутина
Хрясь-хрясь
В этом божественном соревновании кроется одна из немногих действительно оригинальных идей авторов Numen. Периодически на пути главного героя попадаются другие воспитанники олимпийцев, с которыми можно враждовать или объединять усилия. В последнем случае совместный поход упрощает выполнение задания, но вот отношения с покровителем здорово портит. Боги очень ревнивы, и им не нравится, когда их последователь помогает конкурентам.
Увы, тонко проработанные отношения с богами и соперниками не спасают от уныния. Глядя, как методично воин охаживает волка дубиной, с тоской вспоминаешь феерические баталии из Titan Quest. Драки в Numen до зевоты невзрачные. Встав друг перед другом, противники монотонно повторяют одни и те же движения. Никто не отскакивает, не кувыркается, не переворачивается в воздухе — только и видишь медитативное хрясь-хрясь.
«Любоваться» на это топтание надоедает очень быстро, и подсознательно начинаешь избегать лишних стычек, стараешься быстрее разобраться с очередным дурацким поручением и двигаться по сценарию дальше. Но не тут-то было. Во-первых, героя жизненно необходимо прокачивать, иначе в дальнейшем враги станут отправлять его в Аид с полпинка. Каждый новый уровень развития дает очко, которое можно пустить на интеллект, ловкость, силу, выносливость, мудрость или скорость.
Во-вторых, избежать драки зачастую просто нельзя. Тесноватые локации так туго набиты агрессивным зверьем, что и шагу сделать невозможно, не наступив на лапу скорпиону или пауку. Окружающий мир из-за этого выглядит просто комично. Буквально в нескольких метрах за околицей деревни пасется целая паучья стая, с другой стороны поселок осаждают волки, но ленивым стражникам до них и дела нет. В самом населенном пункте при этом ничего не происходит. Персонажи переминаются каждый на своем пятачке и тупо таращатся на героя. Некоторые охотно выдают задания; торговец, как положено, торгует, но всему этому не придано даже иллюзии жизни.
Через пару часов игры персонаж взрослеет
У героев скучная работа
Ночью поселения и вовсе вымирают, но в этом хотя бы есть логика. А вот сама смена времени суток происходит совершенно неестественно. В Numen день или ночь длятся до тех пор, пока герой не соблаговолит присесть в специальном месте отдыха, обозначенном костром. Только там можно сохранить игру и там же происходит смена времени суток, да и то строго по желанию. У игрока вежливо интересуются, желает ли он побездельничать до ночи (или до утра). При утвердительном ответе экран темнеет, и за этим занавесом происходит таинство заката или рассвета. Зрителю его не показывают.
Необходимость каждый раз тащиться к ближайшему костру для сохранения выводит из себя. Из-за скромного размера территорий много времени это не занимает, но сам факт, что приходится идти не туда, куда нужно и хочется, раздражает. Вдобавок костерок приходится посещать и для выполнения отдельных квестов, чтобы поменять время суток. Некоторые ключевые монстры, к примеру, матка скорпионов, появляются исключительно ночью.
Наконец, отдых нужен самому герою. Кроме здоровья и манны, разработчики наделили персонажей стойкостью. Если ее шкала заполнена, то здоровье восстанавливается быстро, однако со временем стойкость убывает. Чтобы ее вернуть, нужен привал. За всем этим мерещится робкий шажок в сторону реализма, но на практике беготня к пресловутым кострам только добавляет ненужных хлопот.
Все общение с Numen проходит в легком раздражении, недоумении и неудовлетворении. Каждую удачную задумку отравляет какая-нибудь глупость. Персонаж, например, не умеет плавать и на глубине очень быстро захлебывается. А интерфейс сделан так, что в нем можно случайно уничтожить предмет, пытаясь его надеть. С достойной графикой и красивыми боями все это можно было бы простить, но и с картинкой, и с драками у Numen далеко не все в порядке. Скучная, безликая игра.