После вечера в компании Алана Уэйка привычные движения, которыми нашариваешь выключатель в темной комнате, становятся нервозными и поспешными. Психологический триллер жонглирует сном и реальностью, светом и тьмой, как шариками от пинг-понга. Его герои уверяют: чтобы понять безумие, нужно самому обезуметь. То же верно и для игры. Дабы почувствовать себя на месте Уэйка, нужно начать бояться темноты и шарахаться от каждого шороха.
Тихий городок Брайт Фолс, ставший временным приютом для писателя, вызывает ассоциации с Твин Пикс. Та же холодная красота, величественные громады гор, густой хвойный лес и странноватые местные жители. В этот райский с виду уголок Алан Уэйк сбежал от суеты мегаполиса, чтобы отвлечься и, может быть, найти себя. Затянувшийся творческий кризис измотал писателя, и вместе с женой Элис он снял домик на берегу озера в Брайт Фолс.
Брайт Пикс
В первый же день незадавшегося отдыха мир рушится. Элис бесследно исчезает, реальность путается, а сюжет недописанного романа Алана Уэйка претворяется в жизнь. Правда, сам автор не помнит, чтобы сочинял нечто подобное, и узнает фабулу из разбросанных по Брайт Фолс страниц рукописи вместе с игроком.
Сначала та или иная сцена частично выстраивается по разрозненным фрагментам романа. Ты понимаешь, что впереди ждет нечто зловещее. А затем все происходит наяву, мозаика складывается, и не до конца понятные кусочки рукописи обретают смысл. Получается, что живешь как бы в двух измерениях: в настоящем времени и в недалеком будущем, постоянно предвкушая и предчувствуя грядущее. Очень необычное и непривычное ощущение.
Авторы умело нагнетают обстановку, используя для этого самые разные средства. Герой то и дело натыкается на радиоприемники и слышит, как местный ночной ведущий в прямом эфире общается со слушателями. Так можно узнать, что в данный момент творится в других частях города, выстроить полную картину происходящего. Также Алану попадаются телевизоры с эпизодами сериала «Найт Спрингс» (что-то вроде «Сумеречной зоны»). Темной ночью в постукивающем и поскрипывающем деревянном доме эти мистические истории воспринимаются по-особенному.
Автомобиль — не только средство передвижения, но и оружие — дальний свет быстро срывает с врагов покровы тьмы
Светопреставление
Чтобы отыскать Элис и разобраться в происходящем, Уэйк вынужден обшарить Брайт Фолс вдоль и поперек. Заброшенная шахта, полуразрушенный особняк, покинутое поселение, густой еловый лес — эти места и при солнечном свете нагоняют жути, а под луной и вовсе пугают до звона в ушах. Но так уж складываются обстоятельства, что путешествовать приходится именно ночью.
В непроглядном мраке главным оружием становится свет. Фонарик необходим, как воздух, и чем он мощнее, тем лучше. Страхи, навеянные тьмой, скрипом и шорохами отнюдь не беспочвенны. Здешняя мгла осязаема и смертельно опасна. Окружающий мир преображается в одно мгновение. Вот ночной лес тихо постукивает ветками и лишь держит в напряжении, а уже через мгновение меж стволов начинает клубиться туман, поднимается неестественный ветер, деревья затевают безумную пляску, размахивая ветвями, и появляются лесорубы…
В отличие от традиционных хорроров, героя в Alan Wake не травят ни мертвецами, ни головоногими монстрами, ни даже медсестрами с выколотыми глазами. Алана атакуют люди и вещи, отравленные тьмой. Лесорубы, охотники и прочий рабочий люд с серпами, топорами и лопатами. Но, как и в Resident Evil 4, страха они нагоняют похлеще «чужих» или «хищников».
Нападающие буквально материализуются из тьмы. Кажется, между деревьев мечутся только тени, но в следующий миг они принимают очертания человеческих фигур и, выкрикивая что-то неестественно ломающимся голосом, бросаются на Алана. К счастью, обычные пули способны остановить нападающих, но только при условии, что у героя есть источник света. Верзилы как бы закованы в броню из мрака, и, не разбив ее, стрелять бесполезно.
Уже после первой прогулки по ночному лесу начинаешь по-новому воспринимать обычные предметы. Тусклый уличный фонарь — не просто желтое пятно в ночной темноте, но островок безопасности. Пока Алан освещен, никто не может причинить ему вред, и даже здоровье восстанавливается гораздо быстрее. Завидев вдалеке спасительную искру, бросаешься к ней, не разбирая дороги, и затылком чувствуешь, как наступают на пятки одержимые тьмой.
Не в каждой схватке врагов можно одолеть силой. Бывает, не хватает патронов, батареек для фонарика или времени, чтобы сбить покрывало мрака со всех атакующих. Тогда-то и пускаешься наутек к ближайшему фонарю, петляя, как заяц, ведь преследователи бегают быстрее, да вдобавок кидаются топорами. Задержать погоню может световая шашка, но пылает она недолго. А вот светошумовая граната сразу превращает одержимых в пыль.
У Алана есть призрачный помощник, в прямом смысле путеводная звезда
Все в меру
Alan Wake — ювелирно сбалансированная игра. Неудивительно, что на ее создание у финской студии Remedy ушло более пяти лет. Здесь хватает действия: герой постоянно ввязывается в красивые, щедро сдобренные спецэффектами перестрелки, но триллер ни на миг не превращается в боевик (за исключением, может быть, одной сцены, остроумно пародирующей Left 4 Dead 2). Пальба и красивые кувырки в замедленном времени по своему значению остаются лишь второстепенным эпизодом. Главную же роль играют поиски истины в сумрачном Брайт Фолс. Под покровом ночи Алан бродит по самым жутким и неприветливым местам, заставляя игрока вздрагивать и потеть.
И, опять же, напряжение строго дозировано, оно не перехлестывает через край. Разные, но одинаково интересные ситуации сменяют друг друга: вот Алан с фонариком бредет по лесу, отстреливаясь от одержимых тьмой; а вот в его распоряжении остается только фонарь — приходится выживать без оружия.
Разработчики не боятся экспериментировать — Алана могут лишить и света, и оружия, пустить его по уставленной капканами тропе, заставить искать выход из лабиринта живой изгороди, натравить на беднягу оживший комбайн. Перечислять можно долго — каждый новый эпизод таит в себе сюрпризы.
Сигнальная ракета производит эффект разорвавшейся бомбы, буквально растворяя одержимых в своем ярком свете
Мистический триллер
Эпизоды строятся по строгим канонам: захватывающее начало, кульминация и обязательно интригующий финал. Каждый эпизод завершается песней, врезающейся в память не хуже, чем знаменитая “Late Goodbye” из Max Payne. Только если там был один такой трек, здесь их — целая коллекция.
Как в любом хорошем сериале, в Alan Wake представлена блестящая подборка персонажей, и есть место для юмора. Явно спятивший «фэбээровец» носится по округе, размахивая пистолетом и издевательски называя Алана то Стивеном Кингом, то Дэном Брауном, то Джеймсом Джойсом. Друг и агент Уэйка — неунывающий толстячок Барри — без умолку тараторит и везде таскается с картонной фигурой Алана в натуральную величину. То, что авторы нашли время и поводы для улыбки, еще раз подчеркивает, насколько качественно сделана игра.
Только в техническом плане они немного оступились. Все, что касается пейзажей и детализации, просто безупречно. Брайт Фолс встречает путников такими видами, что хочется бросить все и осесть в этом уютном городке. Но разработчиков подвела лицевая анимация. Чтобы не портить себе впечатление, в мимику героев лучше не всматриваться — настолько она порой неестественна и даже нелепа.
Благо крупными планами оператор не злоупотребляет, поэтому закрыть глаза на этот недочет совсем не сложно. К тому же Alan Wake настолько поглощает все мысли и внимание, что искать в нем недостатки — последнее, чем хочется заняться. Игра буквально затягивает в свой мистический мир. И, может, совсем скоро какой-нибудь фантаст напишет рассказ о том, как кто-то сел поиграть в интерактивный триллер, и с тех пор его больше не видели…
1029 Прочтений • [Обзор: Alan Wake] [21.05.2012] [Комментариев: 0]