Украинский экшен Collapse вышел в 2008 году и в целом был хорошо встречен публикой. Брутальный слэшер с мечами и пистолетами в декорациях а-ля S.T.A.L.K.E.R. и Half Life 2 радовал сочными драками и симпатичной картинкой. Сюжет, конечно, был сборником всех известных штампов на тему «Аномалия, Зона, Постапокалипсис!», но ситуацию несколько спасала неплохая режиссура заставок и прикольные качки на больших байках. Дополнение под названием Collapse: Ярость, анонсированное практически сразу же после релиза, показывали еще год назад на КРИ, а выход его обещали прошлой осенью. Но по каким-то неведомым причинам аддон задержался в пути и вышел только недавно.
Беги, Родан, беги
Сюжет «Ярости» продолжает историю оригинала. После того как главный герой игры, искусственно выращенный мутант Родан, принес себя в жертву и разрушил аномалию, отравлявшую жизнь постапокалиптического Киева, он не погиб, как все ожидали, а телепортировался в один из кварталов все того же полуразрушенного города. Тут же с ним на связь вышел профессор Горин и сообщил, что аномалия не уничтожена: она распалась на множество мелких осколков, из которых по-прежнему лезут монстры. Военные решили полностью зачистить Периметр, и Родану нужно как можно быстрее убираться оттуда.
Этот сюжет тоже не отличается особыми изысками. На протяжении четырех уровней мы бежим сквозь толпы новых монстров, периодически общаемся по телефону с Гориным и пытаемся выйти на контакт с военными. Здесь есть, конечно, некая интрига, но она достаточно очевидна и описывается тремя словами: «Никому не верь!» Новые локации мало чем удивляют: в основном это все те же разрушенные городские районы, промзоны, автостоянки да подземные комплексы. Появился, правда, заброшенный метрополитен со сломанной электропроводкой, но после «Метро 2033» смотрится он пресновато. Подача сюжета заметно хуже, чем в оригинале: роликов практически нет, и мы в основном созерцаем две статичные головы, оживленно болтающие по мобильнику.
Авторы придумали много новых противников, но мало кто из них сможет вас чем-то удивить. Большой подземный червь, прыгающие пауки, какие-то каракатицы, плюющиеся плазмой, элитные солдаты и несколько вариаций на тему «хищника», отличающиеся в основном лишь объемом здоровья, оскалом да используемым оружием (меч, энергетическая плеть) — что из этого вы еще не видели? Схватки с боссами тоже не поражают воображение. В случае с тем же подземным червем нам предлагают стандартную мини-игру (быстро кликай мышкой в нужном месте), растянувшуюся на несколько этапов.
Как слэшер, Collapse выступает в категории, где царствуют Bayonetta, Devil May Cry и Darksiders, а не более классические Blade of Darkness и Dark Messiah of Might & Magic. Однако на фоне лучших представителей жанра, где на экране творятся совершенно умопомрачительные вещи, Collapse: Ярость выглядит прилежным, но скучным, предсказуемым учеником, которому элементарно не хватает выдумки. Понятно, что глупо ждать от обычного аддона каких-то прорывов в плане дизайна и постановки, но хотелось бы избежать и топтания на месте (а фантазия авторов в лучшем случае замерла на уровне оригинала).
В режиме замедления времени монстры летят над головой Родана медленно и печально
Качайся, Родан, качайся
С другой стороны, заметно, что сотрудники Creoteam явно делали ставку не на новую сюжетную кампанию. Прежде всего, они переработали концепцию боевой системы. В ее основе все те же комбо с мечом и специальные энергетические удары, которые замедляют время, призывают двойника Родана, бьют молнией или создают волну, бросающую врагов наземь. Но теперь все это хозяйство можно прокачивать.
Убивая противников холодным оружием, персонаж накапливает опыт и развивает боевые приемы. Более того, каждое комбо получило специализацию, что приблизило их к умениям из типичной RPG. Так, например, комбо исцеления наносит минимальный урон, но зато лечит Родана, комбо опыта, соответственно, выкачивает из врагов куда больше экспы, а комбо энергии наносит средний урон, но позволяет пить здоровье из убитых врагов.
Другое важное нововведение: появление собственно Ярости. По мере убийства противников Родан накапливает Ярость, а потом входит в такой раж, что мир вокруг окрашивается кроваво-красным, а враги мрут с одного удара. Появление прокачки и специализации ударов несколько преобразило привычную игру. Каждое комбо и энергетический удар имеет свои плюсы и минусы, но все прокачать до максимального 4-го уровня нельзя — приходится выбирать.
Правда, четырех новых локаций явно недостаточно для того, чтобы вдоволь насладиться обновленной боевой системой. Поэтому в «Ярости» появились дополнительные режимы. Например, «Хардкор», открывающийся после первого прохождения сюжетной кампании: здесь куда больше врагов, меньше точек сохранения, зато есть возможность вдоволь покачаться и попробовать в деле все спецприемы.
Примерно для тех же целей существует и режим «Арена», открывающийся после прохождения половины игры — на каждой из четырех карт на нас последовательно спускают волнами врагов и ставят задачу продержаться как можно дольше. Только условия разнятся: где-то мы начинаем с полным набором комбо и энергетических атак, где-то только с какими-то определенными приемами, где-то врагов больше, и они сильнее. Во время битв на аренах также можно прокачиваться, а, кроме того, в перерывах между атаками нужно выбрать какой-нибудь бонус: например, дополнительный опыт, восстановление здоровья, пополнение боезапаса или мощный ручной пулемет.
Наконец, тут есть «Испытания», которые также становятся доступны по мере прохождения основной кампании. Здесь нужно выполнить определенное задание: например, убить 40 врагов, пребывая в Ярости или сохранив 100% здоровья; убить 7 снайперов, параллельно отбиваясь от наседающих тварей или найти способ уничтожить монстра, который скрывается от Родана за решеткой. Есть даже аналог Capture the Flag, где от нас требуется пробежать с огнестрельным оружием через толпу хорошо вооруженных спецназовцев до блокпоста, захватить элемент ДНК и вернуться с ним обратно.
Все это дополняется системой рейтингов и достижений (achievements). Сражаясь в различных режимах, мы получаем новые звания и достижения, которые выдаются при выполнении определенных условий (например, убили 100 врагов подряд, не получив от них никого урона). Достижения в свою очередь открывают бонусное оружие, которое можно встретить на уровнях.
Все это, конечно, хорошо, но столь подробная система рейтинга и разнообразие режимов имели бы куда больше смысла в мультиплеере, которого тут нет. В одиночном же режиме схватки на аренах и в испытаниях — без возможности похвастаться своими достижениями на какой-нибудь онлайновой доске почета или опробовать прокачанное комбо на живом сопернике — довольно быстро надоедает. В итоге перед нами довольно крепкий экшен с неплохой графикой, которому до высших ступеней пьедестала все время чего-то не хватает: где-то выдумки и нетривиального дизайна, где-то интересного сюжета и необычных врагов, где-то сетевых баталий.