Достаточно первых десяти минут Dead to Rights: Retribution, чтобы бесповоротно потеряться во времени. Мозг отказывается распознавать окружающую реальность; по ощущениям — на дворе снова 80-е, время подпольных видеосалонов, перезаписанных десятки раз кассет и чудовищно переведенных боевиков. В кадре добродушная на вид псина (чудовищная помесь маламута и волка) отгрызает руки и гениталии (за это предусмотрен специальный achievement) представителям местной ОПГ, льется кровь и ругань со всеми вариациями слова “fuck”, крупным планом камера демонстрирует чей-то средний палец…
В руках Volatile Games страшнейшее оружие — ностальгия. Если отбросить ее в сторону, то Dead to Rights — по большей части безыдейный, наивный и прямолинейный экшен, часто неумело поставленный и глупо выглядящий боевик; наконец, просто морально и физически устаревшая игра. Умом это понимает каждый сидящий перед телевизором с геймпадом в руках, но сердцу не прикажешь. Retribution — бессовестная компиляция всех культовых боевиков 80-х и начала 90-х одновременно. Индустрия видеоигр получила свое "Смертельное оружие" образца 2010 года.
С приветом
Сегодня так делать игры не принято и, пожалуй, даже не нужно. В отрыве от всех ностальгических маркеров Retribution выглядит как минимум нелепо, по нынешним «крупнобюджетным» меркам — это еще одна безнадежно плохая игра. Но здесь важно подойти к делу с соответствующим культурным багажом. Если названия "К-9" или "В осаде" вам ничего не говорят, а фраза "Тебя только что аннулировали" не вызывает в памяти известную сцену, даже не прикасайтесь к Dead to Rights. Но зато если тест успешно пройден, то знакомство с игрой может принести массу приятных впечатлений.
Впрочем, какое уж тут знакомство — сюжет ясен заранее, ситуации предсказуемы, а реплики героев приходят в голову раньше, чем слышишь их в игре. Dead to Rights не просто использует всем известные клише, она ими буквально дышит и живет. Если преступник — то обязательно отброс общества с обрезком трубы в руках, если полицейский — непременно недооцененный герой с жесткими методами. Местное добро, как и зло, стереотипно во всех смыслах.
Главный герой, Джек, — двухметровый бугай с бицепсами больше головы и тонкой душевной организацией. Правосудие — пуля в лоб или свернутая шея. Каждый выезд на оперативно-розыскные мероприятия не обходится без гнева журналистов и ущерба городскому имуществу. У Джека, конечно же, есть вечно недовольный начальник и отец-коп, который служит сыну примером во всем. И, естественно, спустя какой-то час игра переключается на единственно возможную в таком случае историю мести. Опять же, если вы вдруг не поняли, за что и как Джек устроит вендетту, это еще один повод не связываться с Retribution.
Большую часть важной информации герой сообщает сам, в коротких перерывах между перестрелками. Монологи следуют практически по графику — минута рефлексии и самокопания на двадцать минут безумного экшена. Кажется, еще чуть-чуть, и Volatile Games открыто признаются в любви к самым банальным и заезженным сценарным приемам в этом мире. Не чураются авторы и других глупостей. Примерно треть экранного времени придется провести в шкуре пса, вгрызаясь в чью-то яремную вену и разыскивая различные предметы. Почему пушистая собачка может отыскать электронную карточку доступа от высокотехнологичного замка, к счастью, не уточняется. Как и то, почему четвероногий друг человека обучен утаскивать трупы за ближайший угол и заметать следы — игра за пса при желании превращается в настоящий шпионский экшен. Практически ирония судьбы: Splinter Cell: Conviction не нравится многим фанатам старой закалки как раз из-за отсутствия привычной возможности спрятать труп в пустом ящике. В Retribution роль Сэма Фишера выпадает несчастной псине.
Хочется принять происходящее за удачный розыгрыш, но нет — псина действительно вынуждена прятать трупы, определять уровень настороженности бандитов и устраивать засады. Все предельно серьезно, никаких шуток или намеков на самоиронию. Контраст с нынешней реальностью чудовищный: сегодня большинство сцен из Retribution можно увидеть разве что в комедийных боевиках или пародийных видеоиграх вроде Eat Lead: The Return of Matt Hazard. По всем законам логики Dead to Rights должна была просто развалиться под весом собственной глупости и несуразности. Но, как ни странно, обошлось: ситуацию спасает необычная искренность авторов. В дополнительных материалах можно отыскать сотню трогательных деталей — как создавался внешний вид собаки (оказывается, по цвету ее глаза похожи на глаза самого Джека) или какой посыл вкладывали дизайнеры в цвет полицейской униформы. Но самое главное, Volatile Games ясно представляла, игру какого толка она делает, и нашпиговала Retribution сценами из всех культовых боевиков, насилием, немотивированной жестокостью и невероятным экшеном.
Взорвать что-нибудь — плевое для Джека дело
Мертвые не потеют
Номинально Retribution — типичный экшен с укрытиями, где нужно прижиматься к стенам и поваленным столам, внимательно прицеливаться, считать патроны и вообще вести себя максимально флегматично. В частых драках — аккуратно ставить блоки, нажимать нужные комбинации клавиш и выполнять спецприемы. Последние помогают заполнить шкалу slo-mo (куда уж без него), которое предлагается беречь для самых стойких уголовников в железных масках сварщиков. И slo-mo — это, кажется, единственное из перечисленного, что работает в Dead to Rights согласно первоначальной задумке.
Об остальном забудьте — никаких укрытий, стыдливых пряток за шкафами и экономии боеприпасов. С Dead to Rights срабатывает только один прием — бежать вперед с упорством носорога. Стоит пересмотреть свое отношение к базовой механике, как игра внезапно просыпается, откуда-то появляется бешеный драйв. Джек летит на врага, выхватывает прямо из рук уголовника пистолет, при включенном slo-mo разряжает обойму в сторону ближайшей кучки бандитов и тут же идет в рукопашную. Молотьба по кнопкам превращается в крутой боевик: полицейский отвешивает хуки налево и направо, ломает кому-то челюсть и выбивает коленные чашечки. На экране загорается специальная кнопка, отвечающая за добивание. Нажимаем — и детектив с мерзким хрустом сворачивает шеи, перекидывает врагов через себя и бьет о ближайшую лавочку; буквально ломает пополам подвернувшегося под руку негодяя.
В этом весь Retribution — насилие, кровь, сломанные шеи, подсчет очков по итогам уровня и бонусы за особые зверства. Dead to Rights выглядит пришельцем из прошлого, кровожадным неандертальцем среди почтенных джентльменов. И в этом вся прелесть.
878 Прочтений • [Обзор: Dead to Rights: Retribution] [21.05.2012] [Комментариев: 0]