Игра Split/Second могла бы стать уникальным подарком для тех, кто ненавидит автомобили и их владельцев, а на пешеходных переходах прикрикивает: «Куда прешь, глаза разуй!» или ворчит вслед: «Да чтоб ты провалился вместе со своей тачкой!». Потому что провалиться под землю — еще далеко не самое страшное, что может случиться с машиной в этой игре.
Наперегонки со взрывами
Split/Second полностью посвящен изощренному уничтожению продукции автопрома. Увиденное в Split/Second на первых порах (да и на вторых тоже) шокирует. После первых пресс-показов журналисты выходили с горящими глазами, волоча подбородки по земле, и описывали игру как смесь деструктивных гонок в стиле Death Track и шумного голливудского боевика, где на экране каждую секунду что-нибудь ухает и взрывается — в духе каких-нибудь «Трансформеров» Майкла Бэя. Релиз доказал удивительную точность этого сравнения.
Split/Second ближе всего не к FlatOut 2 и Burnout Paradise, как можно было бы подумать, а именно к легендарному Death Track и его свежей российской версии Death Track: Возрождение. Потому что здесь на первом месте не сами гонки и автомобили, не физическая модель и особенности поведения машин, а именно зрелищные автокатастрофы на фоне пиротехнического беспредела. Даже сюжетный антураж похож: как и в Death Track, происходящее тут представлено в виде телевизионного шоу, участники которого разными способами уничтожают друг друга. Каждый эпизод этого шоу представляет собой несколько гонок в разных режимах: проходя их и завоевывая призовые места, мы открываем доступ к новым авто и элитным трассам, где в соревновании с лучшими водителями нужно попасть в тройку лидеров, чтобы перейти в следующий эпизод.
Но при этом никакого оружия у водителей в Split/Second нет. Средством устранения соперников служит сама трасса. На всем ее протяжении полно заминированных объектов: взрывчаткой начинены грузовики на обочине, опоры моста, огромные офисные здания и даже корабли, пришвартованные в порту. В воздухе своего часа ждут вертолеты, несущие на борту ту же взрывчатку или держащие на тросе грузовик; на обочине притаились мусоровозы, а над самой трассой нависают строительные краны, которые обязательно несут в «клюве» что-нибудь тяжелое.
Чтобы все это пришло в движение, нужно потратить запас специальной энергии, который накапливается, когда игрок входит в поворот с управляемым заносом, совершает длинные прыжки и некоторые другие полезные действия. Если энергии достаточно, а впереди идущие машины как раз мчатся мимо заминированного объекта или какой-нибудь другой ловушки, то над ними появится специальная иконка. Достаточно нажать кнопку — и смертоносное устройство срабатывает, поглощая противника в облаке пламени или погребая его под обломками.
Впрочем, соперники, едущие позади, обязательно попытаются сделать то же самое и с вами. В итоге на трассе творится совершеннейшее безумие: взрываются здания и грузовики, снося проносящееся мимо авто осколками или взрывной волной; перед самым носом вылетают на дорогу какие-то горящие остовы машин, сверху сыплются бомбы и балки, ухают прямо на крышу тяжелые грузовики, пролеты моста; мусоровоз с характерным пиканьем выезжает на трассу и опорожняет кузов, откуда-то слева вдруг вылетает железный шар, которым сносят дома, и сметает впереди идущих соперников, а на обратном пути норовит задеть и вас…
Но самое потрясающее — это специально заготовленные сцены, напоминающие кадры из голливудских экшенов. Прямо на трассу может рухнуть горящий самолет, и вам придется маневрировать среди его шасси и разваливающихся на ходу крыльев. Или с грохотом накренится и съедет со стапелей огромный корабль: чтобы эта скрежещущая груда металла не превратила вас в сплющенную консервную банку, приходится резко менять направление и объезжать ее на огромной скорости. Прямо над вами может развалиться мост или заводская труба высотой с небоскреб, обдавая все вокруг осколками, пылью и языками пламени.
Более того, в конце гонки самым неожиданным образом может поменяться конфигурация трассы: взорванные нами и соперниками объекты перекроют дорогу, и тогда прямо перед носом с грохотом откроется пылающая дыра в боку какого-нибудь здания или вообще нам придется мчаться по перекореженной палубе корабля.
Чтобы подорвать что-нибудь особенно мощное, нужно накопить максимум энергии
Разобьемся вместе
По мере прохождения эпизодов открываются новые режимы игры. Тут есть заезд на выбывание, а также гонка на время, в ходе которой невидимый режиссер всячески пытается помешать нам побить лучший результат, взрывая все вокруг и обрушивая на трассу самые изощренные препятствия. Кроме того, есть режимы, где нам противостоят вертолеты или огромные грузовые фуры. Первые палят ракетами по трассе, и игроку приходится лавировать между специально подсвеченными точками попаданий; вторые, мчась впереди, сбрасывают с кузова взрывоопасные бочки, трех столкновений с которыми достаточно, чтобы гонка закончилась. Наконец, есть совсем уж уникальный режим, в котором надо сбить вертолет, уходя от обстрела и вовремя активируя ответные залпы.
Такой плотности деструктивных событий на трассе не было еще нигде, и, наблюдая все это, испытываешь восторг и где-то даже потрясение. Тут всегда происходит что-то новое, неожиданное: в одном сезоне на тебя регулярно роняют самолеты, в другом обрушивают мосты и валят поезда, в третьем раскрывают тему «корабли на дороге». Поэтому хочется пройти каждую трассу каждого сезона, чтобы посмотреть, что же еще придумают авторы и что упадет на твою голову в следующей гонке.
Не забыли и мультиплеер — помимо обычных сетевых режимов (они копируют контент одиночных сезонов, но и этого вполне достаточно) есть режим splitscreen для игры с другом на двух параллельных экранах. В заездах с живыми игроками игра, разумеется, еще больше раскрывает свой потенциал.
В некоторых местах можно срезать путь, быстро нажав на указанную кнопку
Веселье ради веселья
Те, кто любит непосредственно сами гонки, конечно, могут остаться разочарованными. Тут нет реалистичной физики: все разрушения заранее просчитаны, после аварий машины тут же возвращаются на трассу в первозданном виде; нет вида из кабины, ничто не трещит и не отваливается; нет нормального тюнинга. Но критиковать ее за это столь же глупо, как корить тех же «Трансформеров» Бэя или, к примеру, дилогию «Адреналин» за то, что фильмы получились такие безбашенные, шумные и поверхностные — они же на это и рассчитаны.
Но при этом Split/Second трудно назвать бездумной аркадкой для детей. Модель поведения авто проста, но не примитивна. Она заставляет демонстрировать определенные навыки вождения, в частности, искусство дрифтинга: машины зачастую весьма капризны на поворотах. При этом все они обладают разными характеристиками (скорость, устойчивость к повреждениям и взрывам, разгон, занос на поворотах) и, соответственно, лучше приспособлены к каким-то конкретным условиям: приходится экспериментировать и пробовать разные модели в разных режимах и на разных трассах.
Split/Second выглядит идеальным развлечением: здесь в одной упаковке умещаются сложные виражи, грозные соперники, чувство безумной скорости, голливудские спецэффекты, постановочные киносцены, тонны взрывчатки и искреннее веселье, которым можно поделиться со своими друзьями. Никогда еще кино и видеогонки не оказывались столь близко друг к другу. И это, черт возьми, здорово!