Привычная панорама ролевых игр неуклонно меняется — и, кажется, только к лучшему. На смену опостылевшим оркам, гоблинам, циклопам и миру фэнтези в целом приходят обыкновенные люди, серьезно проработанная научная фантастика или детективы про секретных агентов. Даже выработанные за десятилетия рефлексы подводят: сегодня в RPG нужно быстро думать, молниеносно принимать решения и без колебаний стрелять собеседнику в лицо, а не призывать каменных големов и читать вслух свитки лечения. С особым рвением, что характерно, жанр модернизирует во многом его главная надежда и опора — студия Bioware со товарищи.
Alpha Protocol — фактически дебют Obsidian Entertainment, которая последние семь лет была главным сподвижником Bioware и делала за нее большинство сиквелов (Knights of the Old Republic II, Neverwinter Nights 2). Удивительно, как долго люди, придумавшие Planescape: Torment и Fallout, почтительно держались в тени канадцев и не решались на сольное выступление. Еще удивительнее выглядит конечный итог их работы: от авторов ключевых RPG в истории меньше всего ожидаешь увидеть игру про секретного агента, государственный переворот и кунг-фу. Архаичность здесь добавляют не типичные герои или место действия, а уровень технического исполнения. Порой Alpha Protocol выглядит, к сожалению, настоящим гостем из прошлого.
Шпионы и кунг-фу
Хотя знакомство в основном воодушевляет: Alpha Protocol сразу и недвусмысленно дает понять, что слова на обложке "The Espionage RPG" написаны не просто так. Герой немедленно оказывается втянутым в государственный заговор и поиски сверхсекретных ракет и внедряется в группу оружейных магнатов, задумавших дать старт новой холодной войне. Спустя час его самого неожиданно обвиняют в связях с террористами и объявляют едва ли не преступником №1. Стандартная история про шпионов и плохих парней предстает в новом ракурсе — когда родная страна открестилась от тебя, приходиться сотрудничать с теми самыми террористами и оружейными магнатами. Добро и зло очерчены в Alpha Protocol довольно условно: обозленный Майкл Тортон, главный герой, готов пустить пулю в лоб любому.
До этого момента с приставкой "Espionage", на которой намеренно акцентировалось внимание, выступала только серия Metal Gear Solid. Правда, вдобавок к шпионажу в ней шли боевые роботы с человеческими ногами, управляющие людьми нанотехнологии, философствующие офицеры ГРУ и еще много других отвлекающих внимание вещей. В этом смысле Alpha Protocol проще и эффектнее одновременно: никаких лишних деталей, только понятные, пусть и довольно банальные персонажи, привычные, но оттого не менее эффектные сцены, плановые предательства и удары в спину. Не обошлось ни без русских криминальных лидеров, ни без роковых красоток — их сразу три, и с каждой можно закрутить любовную интригу.
Вообще Alpha Protocol не стесняется цитировать не только похождения Джеймса Бонда, но и двух более актуальных «агентов Дж. Б.» — Джека Бауэра и Джейсона Борна. Это заметно даже не столько во время стремительных рукопашных боев, сколько в обычных разговорах. Особенно нравится авторам жестокий Джек Бауэр, поэтому нам дали не только возможность выстрелить в лицо собеседнику, но и постоянно заставляют принимать важные решения. Нужные ответы приходится выбирать практически молниеносно — на размышление дается не больше пяти секунд — и хотя в диалоге реплики обозначаются двумя-тремя словами, это не простые вариации «да» или «нет», а внушительные куски текста, которые непосредственно влияют на развитие событий.
Вокруг выбора в Alpha Protocol вертится все: каждое ваше решение автоматически запускает ту или иную цепочку событий, все ситуации связаны между собой логически, и рано или поздно вы дойдете до нужного события, но каждый раз этот путь будет уникальным. Отдельных заданий во время прохождения вы можете и вовсе не увидеть, как и некоторых персонажей. Наконец, выбор влияет даже на сложность некоторых миссий — все это заставляет тщательно продумывать каждый свой шаг.
Роковая женщина наглядно подтверждает свой статус
На все кривые руки мастер
Отдельная история с выбором связана, конечно, с доступными стилями игры. Alpha Protocol в определенных рамках разрешает быть кем угодно — Сэмом Фишером, Джеком Бауэром или Бондом. Для каждого предусмотрен свой набор возможностей: специальные невидимые костюмы, отмычки и взломщики паролей, десятки всевозможных стволов и типов взрывчатки.
Врагам можно объявить настоящую Третью мировую — забросать гранатами, расстрелять из автомата и в конце добить из пары пистолетов в эффектном замедлении, а можно аккуратно «снять» часового ножом, заманить остальных в заранее установленную ловушку и разобраться с выжившими издалека с помощью снайперской винтовки. В ходу, естественно, и промежуточные варианты — заминировав несколько коридоров, можно выходить на противников с автоматом наперевес, как заправский Рэмбо.
Делать это, впрочем, не стоит по нескольким причинам. Во-первых, враги пусть обычно и не блещут интеллектом, но кооперируются между собой и довольно быстро ставят на место безрассудного агента. Во-вторых, что гораздо важнее, экшен реализован в Alpha Protocol слишком условно и косо — автоматные перестрелки происходят на расстоянии буквально пяти метров (и герой, и противники умудряются промахиваться), между дробовиком и пистолетом не чувствуется различия, система укрытий постоянно сбоит.
Попытки открыть инвентарь неизбежно сопровождаются тормозами, сам интерфейс получился очень неудобным. Часто Alpha Protocol выглядит так, что возникают определенные сомнения — не разрабатывалась ли игра под стандарты PlayStation 2. На РС ситуация заметно лучше, но появляются претензии к управлению — вместо мыши и клавиатуры гораздо удобнее использовать геймпад.
Alpha Protocol может испортить вам настроение буквально в самом начале — взлом компьютера рискует превратиться в получасовую пытку. На ваши мучения игра никак не реагирует и не спешит дать какую-нибудь подсказку. О том, что терпение все-таки вознаграждается, можно догадаться лишь через пять часов, когда сложная и интересная система выбора развернется в полный рост. Нужно закрыть глаза на провальное начало и обязательно дать Alpha Protocol второй шанс. Проблема лишь в том, что сегодня игры, которым нужен «второй шанс», обычно заканчивают свой путь на городской свалке…