Жанр узкоспециализированных симуляторов (вроде зерноуборочного комбайна или, как в нашем случае, подводной лодки) давно характеризуется фразой «для своих»: это плотно закрытый и очень изолированный мир. Новичков здесь обычно не жалуют да и, пожалуй, не ждут, причем правило это распространяется и на игроков, и на самих разработчиков.
Первых традиционно пугает высокий порог вхождения: в голове нужно постоянно держать нынешний курс, скорость, глубину погружения, рассчитывать траекторию торпеды и объявлять на подлодке режим полной тишины. Боевые подвиги виртуальных командиров чаще всего могут оценить лишь единомышленники на соответствующих тематических форумах и разбуженные радостными криками соседи.
Проблемы на пути разработчиков примерно те же: из-за умеренного интереса симуляторы обычно плохо продаются, а на создание серьезной и продуманной игры уходит слишком много денег и человеко-часов. В жанре, казалось, надолго установилось равновесие: ограниченный контингент фанатов обслуживает буквально несколько студий. В сфере субмарин балом давно правит Ubisoft со своей серией Silent Hunter. Серьезных соперников у них практически никогда не было; не изменилась ситуация и с выходом Naval Assault: The Killing Tide.
Отдать швартовы!
Naval Assault: The Killing Tide традиционно посвящена Второй мировой войне и соответствующим субмаринам. Выбор понятен: современные подлодки держатся на приличной глубине, редко всплывают на поверхность и должны не столько торпедировать вражеские корабли, сколько запускать стратегические ядерные ракеты. 70 лет назад все было гораздо проще и зрелищнее: субмарины отправляли на дно крейсеры и авианосцы, часто показывались над водой, использовали в бою пушку и пулеметы, смонтированные на носу. Даже серьезная Silent Hunter не проходила мимо такого аттракциона и разрешала на время превратиться в стрелка или артиллериста. Праздник, правда, случался редко, большую часть времени все равно приходилось проводить в океанских глубинах, вслушиваясь в сигналы эхолокатора.
The Killing Tide сразу дает понять, что благосклонно относится к новичкам: эхолокатора здесь нет и в помине, вражеские корабли предельно точно отмечаются на специальном радаре внизу экрана, и чтобы потопить очередную цель, не нужно высчитывать скорость и траекторию. Как позже выясняется, Naval Assault по большей части вообще бутафорская затея. Даже Вторая мировая — и та здесь практически вымышленная: все боевые задания выдуманы самими разработчиками, никаких исторических реалий нет и в помине. Пренебрежительное отношение к действительности заметно уже в первые полчаса: с неба гроздьями падают подбитые самолеты, медленно уходят под воду подбитые суда, счет которым идет уже на десятки.
Излишняя легкость не только не прибавляет происходящему интереса, а наоборот, рубит его на корню. Вместо сурового морского волка, отчаянного капитана бесшумной и незаметной субмарины-убийцы игра почему-то предлагает роль стрелка или артиллериста. Примерно половину всего времени придется провести на носу лодки, разрываясь между пушкой и зенитными пулеметами. Признаться, сбивать самолеты и обстреливать береговую линию — последнее, что приходит на ум при мыслях о симуляторе подлодки, пусть и аркадном. Вместо этих унылых заданий хочется, естественно, выслеживать вражеские конвои, выжидать удобного момента и метким выстрелом топить ощетинившийся пушками крейсер.
Но Naval Assault буквально не оставляет себе второго шанса: военные конвои в представлении авторов — это три-четыре корабля, идущие плотным строем. Развязка драматична и стремительна: несколько торпедных залпов, и суда немедленно взрываются, разламываются на части и идут ко дну. В такие моменты игра предлагает всплыть на поверхность — на всякий случай расстрелять обломки из пушки. Казалось бы, идеальная возможность отыграться — Silent Hunter редко позволяла увидеть результаты удачной атаки даже в перископ.
И вновь воображаемая картинка бесконечно далека от реальности. В голове можно представлять пылающие, разваливающиеся на части внушительные корабли, растекающееся по воде горящее топливо, прыгающих за борт моряков… На деле все выглядит гораздо печальнее. Вместо стальных гигантов — непонятные картонные коробки, символизирующие авианосцы и крейсеры, вместо огня и дыма — невнятные спецэффекты из прошлого века. Все верно: большую часть времени Naval Assault выглядит просто ужасно, изредка дотягиваясь до планки обычного «плохо».
Удивительно, как сильно разработчики испортили потенциально интересную идею аркадного симулятора подводной лодки. В Naval Assault порой мелькает легкая тень того, что могло получиться при удачном стечении обстоятельств: камера неожиданно демонстрирует эффектный ракурс летящей вперед торпеды, какой-то случайный караван действительно оправдывает свое название — несколько десятков кораблей растягиваются почти до линии горизонта; обнаруживается интересная и необычная миссия... К сожалению, все остальное время The Killing Tide — сильно устаревшая, скучная и монотонная игра; совершенно пустая трата времени.