Новая игра знаменитой студии Raven Software, авторов Soldier of Fortune, Star Trеk: Voyager Elite Force, Quake 4 и ряда других достойных игр, рекламировалась как инновационный шутер, позволяющий управлять временем. Однако влияния других игр в Singularity оказалось заметно больше, чем оригинальных идей.
Лоскутное одеяло
Как это ни удивительно, поначалу новый шутер Raven Software напоминает… украинские экшены You Are Empty и «Анабиоз: Сон разума». Судите сами: сюжет крутится вокруг секретных экспериментов, проводившихся советскими учеными в неком ныне заброшенном месте (город или огромный корабль — разницы особой нет). В данном случае ученые изучали вещество E 99, которое, помимо прочего, оказалось способно менять ход времени. Но что-то, конечно, пошло не так: произошел мощный взрыв, и все ученые, члены их семей и обслуживающий персонал либо погибли, либо превратились в мутантов.
Спустя 50 лет мы в роли американского спецназовца Натаниэля Ренко прибываем в это заброшенное место и пытаемся выяснить, что здесь произошло. Как и You Are Empty, Singularity старательно воспроизводит советскую эстетику (порой граничащую с откровенной клюквой), а с «Анабиозом» игру роднят специальные зоны, в которых герой видит реконструированные сцены из прошлого.
Впрочем, сильнее всего Singularity напоминает дилогию BioShock. Через некоторое время Натаниэль получает в свое распоряжение уникальный прибор — мобильный временной преобразователь (МВП), который по сути совмещает в себе несколько биошоковских плазмидов: с его помощью врагов можно замедлять (и фактически «замораживать»), мгновенно убивать, а также превращать в монстров, кидающихся на своих бывших друзей. Также МВП обладает способностью телекинеза, позволяя притягивать к себе предметы, бросаться элементами декораций во врагов и даже ловить на лету брошенные в вас бочки, чтобы откинуть их обратно. Все эти фокусы потребляют специальную энергию — то самое вещество Е99 (в BioShock аналогичную роль играла субстанция EVE).
Кроме того, Singularity — это тоже «почти RPG». Исследуя локации, мы находим дневниковые записи, а также специальные аппараты, делающие Ренко сильнее. Одни модернизируют оружие — увеличивают урон, емкость магазина, скорость перезарядки; другие улучшают характеристики героя и его МВП — например, увеличивают время «заморозки», запасы здоровья или E99, повышают защиту в дальнем бою или урон — в рукопашном и т.д.
Там же можно получить доступ к новым способностям: например, повысить эффективность аптечек или выучить умение, позволяющее пополнять здоровье с каждым убийством. На все эти апгрейды расходуются не только запасы Е99, но и оружейные технологии, различные чертежи и схемы, которые иногда попадаются где-то на уровнях. Соответственно, внимательно осмотреть локацию и порыться в ящиках в Singularity становится так же важно, как и в BioShock.
Сам же игровой процесс больше смахивает на Half-Life 2: мы часто ползаем по вентиляционным трубам, периодически плаваем, спускаемся в катакомбы, наполненные ужасными тварями, а также решаем пазлы. В одном месте, например, нужно сначала откачать воду, чтобы спуститься и отстрелить удерживающий ящик замок, а потом снова подать ее, забраться на всплывший ящик и добраться до нужного места. Многие задачки используют возможности МВП — с его помощью мы подтаскиваем бочки, чтобы по ним куда-нибудь залезть, или замораживаем пространство вокруг вращающихся лопастей, чтобы безопасно пролезть между ними.
А вот мультиплеер в Singularity похож на то, что мы видели в сериях Aliens vs Predator и Left 4 Dead: здесь можно сражаться на стороне людей, представленных солдатами и спецназовцами, или на стороне монстров, используя их уникальные и жуткие способности.
Боссы просто так умирать отказываются: обычно нужно стрелять в строго определенные области тела
Время собирать лестницы
Так что же здесь в итоге оригинального? Обещанное управление временем в Singularity действительно реализовано. Во-первых, на этом построен сюжет: по сценарию Натаниэль периодически попадает из прошлого в будущее и наоборот, меняя своими действиями ход истории. Во-вторых, наш МВП, закрепленный на руке Ренко, помимо прочих фокусов, позволяет мгновенно состарить врага или какой-то предмет, и тот на глазах превратится в груду костей или обломков. И наоборот, некоторые предметы и элементы окружения можно мгновенно переносить во времени к тому состоянию, в котором они были за десятилетия до того, как превратились в рухлядь: таким образом можно быстро восстановить искореженную лестницу или рухнувший вниз пол. Более того, наш герой с помощью МВП за десять секунд может собрать по крупицам разрушенный поезд или огромный корабль (это, правда, происходит строго по сценарию).
На этих пространственно-временных феноменах строятся многие пазлы и игровые ситуации. Например, можно сначала превратить ящик в обломки, протащить их под полузакрытую решетку и там снова сделать из них ящик, чтобы тот поднял решетку. Или можно превратить какую-нибудь тяжелую емкость, стоящую на платформе, в обломки, и тогда лишенная тяжести платформа поедет вверх. Также можно открывать запертые ящики и шкафы, вернув их в те времена, когда никаких замков на них не было.
Правда, забавляет это все лишь поначалу, а потом превращается в рутину. По сути, все манипуляции со временем свелись к двум-трем типовым пазлам, которые мы в разных вариациях решаем на протяжении всей игры. К тому же «управлять временем» можно только в строго отведенных для этого местах — далеко не со всеми предметами и элементами декораций пройдет такой номер.
Иными словами, инновационным Singularity можно назвать с большой натяжкой, особенно учитывая тот факт, что возвращать разрушенным элементам декора прежний вид мы уже могли в последнем Prince of Persia. Перед нами скорее сборник чужих идей, приправленных парочкой своих находок, которые, однако, авторы не проработали столь масштабно и глубоко, как того можно было от них ожидать.
Но все это, к счастью, не означает, что игра не получилась. Наоборот, Singularity — увлекательный и талантливо сделанный шутер, хотя во многом и вторичный. Здесь отличный дизайн, есть динамика, шикарно поставленные сцены: мы бежим по разваливающемуся под ногами кораблю, вытаскиваем кого-то из огня, отстреливаемся из снайперской винтовки, сидя на движущейся платформе, бьемся с огромным боссом на проваливающемся в пропасть поезде…
Сражения получились увлекательными: врагов можно уничтожать разными способами, подыскивая свой собственный стиль. Еще здесь можно использовать уникальные виды оружия, позволяющие управлять полетом пули или гранаты. Пазлы, прокачка персонажа, исследование локаций в поисках нужных материалов тоже сделали игровой процесс глубже.
Наконец, в Singularity чувствуется своя атмосфера и стиль. Окружение отлично проработано, а изначально казавшийся банальным сюжет «про секретные эксперименты» в итоге не на шутку захватывает: постоянными скачками во времени, надписями с туманными намеками и общением с таинственной напарницей авторы грамотно поддерживают интригу, а в финале даже дают нам право выбора – в игре есть три концовки.
Играть в Singularity не только можно, но и нужно: это отличный сюжетный шутер, который грамотно совмещает три в одном — классический геймплей, в котором Raven Software всегда были особенно сильны, практически все новомодные достижения в жанре и парочку собственных идей. Просто не нужно ждать от этой игры революции.