Издалека Naughty Bear кажется игрой просто гениальной. Нужное настроение задает одно лишь описание на задней стороне коробки: друг не пригласил плюшевого мишку на день рожденья, и тот решил жестоко отомстить. Так опрометчиво позабытый медведь (обидно ведь, согласитесь) заточил мачете, прихватил пару капканов и засунул за пояс золотой Узи. И вот незваный гость крошит своих собратьев по плюшу, тычет ножом в набитое поролоном пузо, лупит бейсбольной битой по ушастой голове и прицельно бьет между ног. Несмотря на отсутствие всяких половых признаков, медведи смешно корчатся, валятся на землю и, видимо, умирают от болевого шока.
К чему такие сложности?
Играть, понятно, нужно с другом, а еще лучше вчетвером, передавая по очереди геймпад и отпуская дурацкие шуточки. Несмотря на такие компанейские возможности, кооператив почему-то не предусмотрен — только мультиплеер на четверых, где предлагается крошить всех подряд. А ведь присутствие друзей и их одобрительный гогот могли бы как-то компенсировать лишние телодвижения, которые нужно проделать, чтобы устроить куску плюша и ваты «фаталити»: жертву нужно выследить, приманить к барбекю, очаг предварительно следует разжечь, и только потом ее можно толкать в огонь.
Игре вредит чересчур серьезное к ней отношение авторов — будто они разрабатывают пошаговую стратегию про мировую политику, а не резню плюшевых медведей. У Naughty Bear обнаруживается тысяча откровенно лишних мелочей. Вот отсутствие кооператива продиктовано, видимо, желанием лучше выписать образ главного героя — про него постоянно сообщают какие-то детали и напоминают о том, какую шляпу лучше надеть на следующее задание. Хотя вряд ли кого-то всерьез волнует внутренний мир и гардероб плюшевого медведя, устраивающего геноцид своих собратьев. Хорошо поставленный дикторский голос долго науськивает Гадкого Мишку (примерно так переводится название и самой игры, и главного героя), оправдывает его ярость и жажду крови — мол, сами виноваты, что не прислали приглашение — и предлагает взять в руки тесак.
Между социопатическими настроениями Мишки и его окружением специально создан контраст: остальные плюшевые игрушки ходят счастливые, улыбающиеся и довольные. Они постоянно поют, танцуют и веселятся на своем острове. Вокруг расположились милые, чуть ли не пряничные домики с обязательными клумбами вокруг и цветущими ромашками, над которыми порхают бабочки. Т акую идиллию немедленно хочется разрушить всякому, кто хоть раз видел жестокие игры (рейтинг самой игры, кстати, держится у целомудренной планки «от 12 лет»).
Мишка немедленно вспарывает брюхо ближайшему сородичу (тут же первое серьезное разочарование — никакого разлетающегося в стороны наполнителя не предусмотрено), ставит подножку, после заученным ударом бьет между ног другому, ловко устраивает из камина крематорий третьему. Бешено крутится счетчик очков, за которые начисляются награды и выдаются достижения; под нож попадают все новые жертвы, и округа постепенно наполняется характерными предсмертными стонами. Происходящая вокруг резня тесаком — бензопила, к сожалению, не предусмотрена — разворачивается не столько для садистского удовольствия, сколько ради упомянутых наград и очков, благодаря которым открывается доступ к следующим заданиям.
Чаще все жертвы дают достойный отпор, как в этом случае
Фокус не удался
Суть мероприятия на следующих уровнях не сильно меняется, только присоединяются все новые герои — плюшевые зомби, плюшевый спецназ и такие же плюшевые инопланетяне. Разработчики тем временем пытаются шутить: группа быстрого реагирования называется B.E.A.R., мягкие пришельцы вооружены бластерами из Fallout, нашелся свой игрушечный аналог даже R2D2 из «Звездных войн». Затем, пока культовые режиссеры — явные аллюзии здесь можно найти на десяток известных фильмов — и видные разработчики лихорадочно икают, сотрудники A2M делают еще более серьезное лицо и допускают свою главную ошибку.
Naughty Bear слишком пытается походить на обычные игры, опять же всячески игнорируя свою специфику — плюш, разъяренного медведя и явный уклон в строну пародийного Mаnhunt. Вместо того чтобы продолжить бессмысленную, но относительно веселую резню, авторы, начиная уже с третьего задания, выдумывают обременительные условия. Приходиться ломать машину мэра, чтобы тот не сбежал, устраивать засады в ближайшем лесу и, самое страшное, разбираться с медведями без единого удара — таково условие одного уровня.
Вторая ошибка: жертву нельзя просто схватить и дотащить до ближайшей жаровни или распределительного электрощита. Чтобы выполнить плюшевое «фаталити», нужно всеми правдами и неправдами заманить медведя к очагу и, подкравшись со спины, толкнуть его в огонь — после третьей неудачной попытки эти церемонии начинают ужасно раздражать.
Смех и улыбки гипотетических друзей, сидящих по эту сторону экрана, окончательно исчезают, когда выясняется, что игру нельзя пройти, просто убивая всех вокруг. Устраивать засады, прятаться в тени и вовремя толкать медведей в огонь нужно в определенном порядке. Непонятно лишь, к чему такие усилия, когда существует масса других хороших слэшеров или экшенов про нападающих из темноты агентов. Проблемы с самоидентификацией заслоняют остальные беды — неудобное управление, чудовищную камеру, выбирающую чаще всего отвратительный ракурс и повторяющиеся моменты. Все семь эпизодов игры до боли похожи друг на друга.
Naughty Bear — плохая игра. Подвоха ждали с самого анонса, но все надежды были на специфическую тему. В итоге убивать и жечь игрушки ничуть не веселее, чем играть в экономический симулятор — слишком много возникает на пути ограничений и ненужных условий. Чтобы получить удовольствие от Naughty Bear, нужно либо очень любить плюшевых медведей, либо не видеть ни одной современной игры. А на деньги, которые просят за Naughty Bear , стоит купить God of War и посмотреть на настоящее насилие, пусть и не плюшевое.