Первые эмоции — глухое раздражение, медленно переходящее в слепую ярость. Коробку с надписью Demon's Souls хочется швырнуть в форточку, а за ней геймпад и саму PlayStation 3. Быть морально готовым к тому, что происходит в этой игре, практически невозможно.
Знающие люди часто упоминают Demon's Souls в контексте выдающихся ролевых игр. Этот проект собрал вокруг себя почти элитарный клуб, вступление в который тянет на серьезный подвиг – мало кто решается на все связанные с членством жертвы. Вышедшая в начале прошлого года в Японии игра произвела, без преувеличений, фурор — 40 тысяч копий разлетелись в первую же неделю, а отзывы критиков были сплошь восторженные. В октябре наконец вышла англоязычная версия для США, а недавно игра добралась и до европейского релиза.
Гордость и предубеждение
Demon's Souls относится к своему покупателю довольно сурово. Сразу и недвусмысленно дает понять игроку, где его место и чего он в этом выдуманном мире стоит. А у игрока е сть серьезный шанс впасть в исступление уже на первом уровне. С виду ничего необычного: герой, список доступных заклинаний, щит и меч в руках, обязательные целебные снадобья в инвентаре, заранее закрепленные за кнопками геймпада. Чуть поодаль разминаются лучники — обычные воины в стальных шлемах и кольчугах. Ничто не предвещает близкого фиаско.
И вот пятый заход: немного освоившись и наловчившись, пробравшись через трех лучников и алебардщика — негодяй притаился за углом и жестоко расправлялся с героем три раза подряд, — вы замечаете, что сохраняться здесь нельзя. На протяжении уровня не предусмотрены никакие специальные столбы, персонажи или тотемы, закрепляющие ваш прогресс. Игру не смущает ни то, что вы полчаса возились с демонами и погибли от удара последнего, уже истекающего кровью врага, ни то, что ближе к финалу одна только пешая прогулка по уровню займет минут сорок (не считая времени на бои с противниками).
Demon's Souls отвергает каноны современного гейм-дизайна, диктующие нежно-дружелюбное отношение к игроку. Тут все как в играх пятнадцатилетней или даже двадцатилетней давности. После третьей смерти подряд большинство сегодняшних игр предложило бы понизить сложность, а Demon's Souls, наоборот, включает дьявольский механизм особой изощренности — с каждой смертью у вас все меньше шансов на победу. Кончаются целебные зелья, впустую уходят драгоценные стрелы, ломается единственный меч. На ремонт нужны души, а их можно получить, лишь успешно добравшись до места своей гибели.
Чем же оправдывается такая запредельная сложность? Спустя час любого стражника боишься, как огня, а уж когда на горизонте появляется первый босс — стальной рыцарь размером с замковую башню и щитом во весь рост, — хочется спрятаться под диван и больше никогда не включать консоль. Но именно феноменальная трудность в прохождении заставляет Demon's Souls сверкать новыми и необычными красками, между пользователем и игрой устанавливается настоящий контакт. Откликаться на сторонние раздражители некогда (пауза тут тоже не предусмотрена). В воздухе витает напряжение: вы сжимаете геймпад, лихорадочно продумываете свои действия и молитесь на последний пучок целебной травы — иначе смерть.
А в качестве десерта, видимо, выступит сам герой
Оправа
Сама игра — фантастический успех для FromSoftware. До этого студия занималась Armored Core, довольно скучным сериалом о гигантских шагающих и летающих роботах. Здесь же о предыдущих достижениях напоминает лишь характерный масштаб некоторых боссов — под стать роботам, двадцать, а то и тридцать метров в высоту. В целом же — удивительный уровень качества, проект всерьез конкурирует с работами корифеев жанра. Даже Dragon Age, повсеместно признанная одной из надежд и опор классических RPG, в сравнении с Demon's Souls кажется не столь монументальной.
FromSoftware обходится без подростковых представлений о «серьезной» игре — здесь нет шокирующей жестокости, эльфов нетрадиционной ориентации или орков с садистскими наклонностями. По ощущениям мир похож на темное Средневековье, каким его рисуют нам учебники истории. Типичная картина: свинцовые тучи над головой и кружащие над нею же вороны — падальщики громко кричат и спешно доклевывают какую-то разлагающуюся корову, вдалеке мрачно высится замок. Т ут же разгорается фантазия: в голове возникает образ темного рыцаря, охраняющего крепость.
Demon's Souls удивительным образом воспроизводит ощущения от ролевых игр двадцатилетней давности. Смешно выглядящие, отвратительно звучащие, обозначавшие врагов кучкой разноцветных пикселей, они всецело полагались на воображение игрока. Demon's Souls отлично выглядит и задействует кучу современных технологий, но все равно обращается к вашей фантазии. И она работает на полную катушку: убедившись в силе обычных рыцарей, вы с ужасом представляете, какие твари могут прятаться в замковом подземелье или в параллельном мире. Хотя никаких чудовищ, возможно, там не будет, а сам подвал окажется мирным винным погребом.
Хотя первые впечатления совсем не радужные: по внутреннему устройству Demon's Souls больше всего напоминает типичную MMORPG средней руки — особенно этот центральный зал, от которого расходятся порталы в пять вселенных. Кажется, будто разработчики в глаза не видели ролевых игр последних лет — с огромным бесшовным миром и минимумом условностей вроде телепортов. Лишь позже выясняется, насколько большие уровни в Demon's Souls и зачем авторам, собственно, понадобилось именно такое деление.
Demon's Souls не просто напоминает MMORPG, она (в некотором смысле) и есть MMORPG. Здесь не предусмотрен обычный мультиплеер — лишь кооперативное прохождение на поздних этапах, — но всякий раз ваша приставка подключается к центральному серверу и внимательно следит за остальными игроками. В вашем мире они присутствуют на правах фантомов — в буквальном смысле возникают ниоткуда и так же стремительно исчезают. Под ногами появляются загадочные послания — «помогите мне!», «умираю, но не сдаюсь», «бей темного рыцаря огнем». Получается что-то вроде социальной сети в фэнтезийном мире — сообщения, понятно, оставляют другие игроки, в надежде помочь вам с прохождением. Впрочем, среди них часто попадаются «вредные советы», а злосчастный рыцарь оказывается как раз неуязвимым для огня.
Установка «человек человеку волк» работает исправно: к вам вторгаются подозрительные черные фантомы с недобро горящими глазами, без лишних церемоний расправляются с героем и убывают восвояси. Местами добро все-таки торжествует: на ваш клич — записки, естественно, можно оставлять и самому — слетаются синие фантомы и помогают убить лютого дракона или рыцаря. Чуть позже герой получит специальные камни и сам научится превращаться в бесплотного воина и посещать параллельные миры. Затягивает до чертиков — Demon's Souls в равной степени полна безумцами, убивающими всех подряд, и бесстрашными героями, предлагающими безвозмездную помощь.
Рассказ можно продолжать еще очень долго — в рукаве Demon's Souls припрятана масса сюрпризов. Всю многогранность местной ролевой системы и то, насколько она сложно устроена, лучше всего иллюстрируют следующие детали. Одних только форм существования главного героя здесь четыре, каждый мир имеет свою направленность и меняется от светлого к темному — любая из крайностей заметно трансформирует территорию и противников, а от характеристик и параметров героя натурально разбегаются глаза. Учитывая сложность, прохождение Demon's Souls – лучший на сегодня способ доказать свою любовь к ролевым играм.