Обзор: Sam&Max: The Devil's Playhouse - Episode 3&4
Сэм и Макс задаются важнейшим вопросом каждого, кто желает выжить в зомби-апокалипсисе
Мозг кролика Макса похищен прямиком из черепной коробки владельца. Смотритель Музея Не Очень Естественной Истории вступает в сговор с инопланетной гориллой. Выращенная в сумрачных подземельях армия прямоходящих псов в белых трусах терроризирует спящий Нью-Йорк. Статуя Свободы отращивает щупальца, а над парой бесстрашных детективов из Внештатной Полиции постепенно сгущается Тьма… Таково краткое содержание двух новых эпизодов Sam & Max: The Devil's Playhouse – They Stole Max's Brain! и Beyond the Alley of the Dolls, — и если вы не понимаете, о чем это мы, то новый сезон приключений детективов из Внештатной Полиции явно проходит мимо вас.
Возможно, это и к лучшему. Telltale Games в последнее время заметно сдали, и если первый сезон возрожденной их стараниями квестовой классики был без вопросов роскошен, второй — терпим, то третий на их фоне выглядит особо бедным родственником и, похоже, менять статус не торопится.
Горилла наносит ответный удар
Пока главный злодей из первого эпизода (космическая, напомним, горилла) мотал срок в одном из параллельных миров, мы наблюдали за историей столетней давности: предки Сэма и Макса зайцами катались на поезде, учили иероглифы и выменивали банки у эльфов ради того, чтобы вернуть на место ящик с дьявольскими игрушками. И вот очередное локальное зло повержено, и можно вернуться к привычным для Внештатной Полиции делам, но…
Первый из пары новых эпизодов (сегодня мы говорим о двух сериях сразу) начинается с того, что кто-то ворует мозг Макса, ворует резко и нагло — бедняга кролик так и остался стоять с раскрытой черепной коробкой и вывалившимся изо рта языком. Большая часть первой серии посвящена поиску ответов на вопросы «кто виноват?», «почему снова горилла?» и «что будет, если в теле напарника поселить египетского фараона?» Дальше Telltale Games, как всегда, вываливают на сцену персонажей из предыдущих серий и с почти серьезным лицом начинают вещать о новой мировой угрозе.
Поначалу игрок молча внимает, но спустя какое-то время принимается нетерпеливо ерзать на стуле. В голове в это время крутится преимущественно один вопрос: «Когда, черт возьми, закончится весь этот апокалиптический балаган и начнется что-то смешное?» И в этом, пожалуй, главный минус новых эпизодов.
Спиритический сеанс собирает в круг старых знакомых: крота и агента службы безопасности Президента
They Stole Max's Humor!
К большинству последних эпизодов при желании можно было предъявить уйму претензий: от управления до типовой механики, что кочует из одной серии в другую. Но, безусловно, главная из них звучит как «Сэм и Макс уже не смешат». Оно, в принципе, ожидаемо — закисать юмор в сериале начал еще во втором сезоне, иногда набирая былой уровень, а затем вновь падая. В третьем сезоне — просто какое-то дно.
Здесь интересно вот что. Действительно смешными Сэм и Макс были только тогда, когда смеялись над исключительно западными явлениями: западным телевидением, западной политикой, западными, наконец, социальными течениями (многие у нас слышали о саентологии?). Стоило авторам повернуться к остальному миру лицом, начав шутить на популярные темы, как все пошло под откос.
Кто тут больше виноват — не до конца понятно. То ли Telltale Games начисто забыли о том, что делают юмористический квест, то ли их штатные сценаристы всерьез считают, что поцелуй женщины и огромного, простите, таракана выглядит не менее уморительно, чем музыкальный номер спецслужб из Abe Lincoln Must Die, а шутки о пробуждении Ктулху еще не потеряли своей актуальности.
Местами новые эпизоды словно пытаются реабилитироваться. Тут, например, есть совершенно чудесные нуар-сценки, где Сэм под характерную музыку толкает почти макспейновские монологи, в то время как на заднем плане проплывают фонари и неоновые вывески. Начало Beyond the Alley of the Dolls забавно цитирует классику фильмов о нашествии зомби — тут вам и герои, скрывающиеся в заколоченном помещении, и чьи-то конечности, прорывающиеся через щели в досках в самый неподходящий момент, и шотган как средство решения всех проблем. Потом, правда, набегают всякие космические гориллы и вылезший из чьего-то живота Ктулху и все портят.
Сэм вошел в образ плохого полицейского. Достанется даже крысе Джимми
Хороший, плохой, унылый
Похожая история в свое время приключилась с The Tomb of Sammun-Mak. Шутки там были довольно вялыми, персонажи — по большей части проходными, а история в целом вызывала зевоту и желание быстро просмотреть заключительную сцену где-нибудь на Youtube, чтобы успокоиться и закрыть игру с относительно чистой совестью. Понимая, видимо, что сценарная часть эпизода откровенно провисает, Telltale Games попытались изменить что-то в механике. Отчасти это получилось — идея истории в форме разрозненных катушек с кинопленкой, смотреть которые можно было в свободном порядке, поначалу выглядела весьма привлекательной. They Stole Max Brain! продолжает новую линию партии: взять игрока не юмором, так геймплеем.
Первая треть эпизода Telltale Games целиком отводят под… симулятор допроса. Суть в следующем: пока мозг Макса находится в руках злодеев, Сэм катается между тремя свидетелями и выслушивает их показания. Говорить правду никто из них, конечно же, не торопится, и все, что остается псу-детективу, — стать стереотипным плохим копом, если не во имя справедливости, то ради напарника. Самое интересное, что каждый из подозреваемых расколется только после того, как вы нащупаете его слабое место. На кого-то нужно давить («Ложь! Почему ты лжешь?!»), кому-то – пригрозить оружием, а третий впадет в депрессию и раскается лишь после того, как Сэм исполнит серию нуар-монологов.
К сожалению, интересно будет только первые минут десять, после которых дышащая на ладан карета превратится в типовую квестовую тыкву. Хуже всего, что в оставшейся части третьего эпизода и Beyond the Alley of the Dolls целиком чего-то нового нет вообще, в Telltale Games отчего-то продолжают свято верить в то, что управлять Сэмом и Максом с помощью фактически шутерной WASD-раскладки — это удобно.
Наше отношение к двум новым сериям The Devil's Playhouse прекрасно описывает фраза одного из местных персонажей второго плана: «есть ли в этом какой-то смысл, или ты просто пытаешься вогнать меня в депрессию?» Действительно, по сравнению с эталонным первым сезоном, третий — что-то сумрачное, частично унылое и оттого до неприличия печальное. Мы, конечно, не обойдем стороной и заключительный эпизод, но уже не надеемся, что сериал вернется на прежний чудесный уровень.