Колья внизу практически сливаются с местностью — надо смотреть в оба
Limbo — тот редкий случай, когда необходимый культурный багаж для полного знакомства с игрой есть в первую очередь у жителей стран бывшего Советского Союза. Одного взгляда на экрандостаточно, чтобы вспомнить другой, всем нам хорошо известный шедевр — мультфильм «Ежик в тумане». Советскую анимацию про заблудившегося ежа мы все видели хотя бы раз, поэтому визуальный стиль Limbo вызывает не так много вопросов и кажется едва ли не родным с детства.
Все вроде знакомо — густой черно-белый лес, затянутые туманом просеки, какие-то колючие кусты и ни единой души вокруг; у Юрия Норштейна нашлись почти гениальные продолжатели в датской компании PlayDead. Но не стоит обманываться — перед вами отнюдь не милая сказочка на ночь. Детей перед экраном усаживать как раз не нужно: главный герой регулярно умирает, теряет руки и ноги в капканах, попадает в пасть мерзким существам. Само действие, предположительно, разворачивается в окрестностях ада.
Ад
Limbo — настоящая ода смерти. Одинокий мальчик с яркими глазками-огоньками, остальное — мертвый мир, странный пугающий лес, никого, с кем бы можно было хотя бы перемигнуться. Из тумана порой выползает огромный паук или, того хуже, выбегают какие-то аборигены с духовыми трубками. Назвать их живыми язык не поворачивается, да и намерения у них исключительно враждебные. В голову мальчика немедленно летит стрела, тот падает замертво. Умирать вообще приходится часто, до неприличия часто — падая в обрыв, натыкаясь на колья и расставленные капканы, попадая в лапы мерзкому пауку или под многотонный пресс. Хрупкое тельце ребенка разрывает на куски, ошметки разлетаются вокруг — крови не видно, но все равно становится не по себе.
Визуальное наполнение у датчан тяготеет к максимально отталкивающим картинкам, неприятным сценам и зарисовкам. При этом Limbo красива и необычна в своем исполнении — об этом лучше всего говорит премия ««Великолепное визуальное оформление» на престижном смотре независимых игр IGF 2010. Туман застилает дремучий лес, клубится над озером, скрывает крыши полуразвалившихся домов — с этим погодным явлением у PlayDead вообще связано большинство эффектов. При этом никаких полумер, никакого цвета — вся игра от начала и до конца черно-белая, нет пошлых вставок в виде ярко-красных пятен крови или отмеченных цветом ключевых предметов. Limbo — это мир, который держится на тенях, полутонах, бесчисленных оттенках серого.
Трудно словами описать эту атмосферу — гнетущую, щемящую, пугающую и одновременно захватывающую. Спустя полчаса несчастный одинокий мальчик с горящими глазенками становится самым близким человеком, его хочется оберегать и обязательно довести до конца. Датчане при этом нисколько не пытаются вызвать у вас сострадание или жалость — все получается само собой. Limbo также обходится практически без сюжета, рассказа о главном герое и пространных объяснений по поводу разворачивающихся вокруг событий.
Пейзажи в игре практически завораживают
Обман
В самом начале вы видите маленького мальчика, он куда-то спешит — как позже выясняется, ищет родную сестру. Все — больше никаких подсказок или уточнений, до всего нужно докапываться самому. Благо подсказки лежат почти перед глазами — название студии и самой игры. И то, и другое намекает, что играть приходится где-то в преддверии ада. Казалось бы, уж ад в видеоиграх точно должен быть хорошо изученной и банальной темой — чаще всего туда спускаются накачанные мужчины с дробовиками наперевес, но здесь другой случай.
PlayDead бросает вызов самому Данте и выигрывает на его же поле. В «Божественной комедии» Лимб – место, где без боли, но и без радости влачат существование праведники дохристианского мира и куда попадают некрещеные младенцы. Безобидная сцена в начале — маленький мальчик посреди туманного леса — немногим позже перерастает в гротескные картины. Вот опушка висельников — на деревьях в ряд висят детские тела; вот грязный, неприятный, погибающий в огне город — обитель каких-то сумасшедших и, возможно, каннибалов. А уж когда на экране появляется огромный мерзкий паук, хочется чуть ли не закричать во весь голос и скорее прекратить эту пытку.
Limbo пугает или хотя бы исправно давит на психику каждому. История про «черную-черную комнату» оживает прямо на глазах, но если в реальной жизни ее боялись разве что в детском саду и младших классах школы, то Limbo заставляет отложить геймпад в сторону и иных взрослых. Пусть на экране и не различить всех подробностей насилия, но даже имеющихся деталей — висящих на суках мертвых девочек, плавающих трупов и растерзанных какими-то монстрами тел хватает с избытком. Даже тишина действует на нервы — уж лучше бы из телевизора доносились привычные жуткие вопли и дикие крики, а не этот противный хруст или последние вздохи тонущего ребенка.
Обходясь без всякой предыстории и сюжета, Limbo крепко удерживает у экрана. Но это не просто зарисовка предбанника ада, а полноценная игра с множеством головоломок. После смерти герой появляется прямо перед фатальной ловушкой или непреодолимым на первый взгляд обрывом, чтобы немедленно попробовать новый способ или догадку.
Будьте готовы к тому, что способы эти, как и вся игра, максимально неприятны — мальчик прыгает по трупам, чтобы не утонуть, использует веревку висельника и бросает чужие тела в хитроумные ловушки. Помощник только один — достоверная физика, никаких фокусов с временем и пространством не предусмотрено, лишь в самом конце появляются небольшие заигрывания с гравитацией. От этого становится только интереснее — чтобы пересечь озеро с помощью деревянного ящика, нужна смекалка и недюжинная ловкость. Игра бросает вам вызов за вызовом, и было бы, конечно, глупо их не принимать…