Трофейный энергетический меч позволяет одним взмахом умерщвлять противников
В мифологии Halo битва за Рич и последующее падение планеты — это величайший удар конгломерата инопланетных рас Ковенант по человечеству. Именно на Риче люди готовили элиту своей армии, так называемых cпартанцев — генетически усовершенствованных воинов, способных на такие подвиги, какие простому смертному не привидятся даже в пьяном бреду. Главную роль в трилогии Halo играет так называемый Мастер Чиф, формально последний из спартанцев, выживший после бойни на Риче в 2552 году.
Финал Halo: Reach, таким образом, известен с самого начала. Но осознание того, что все неизбежно закончится плохо, отнюдь не мешает проникнуться историей и погрузиться в ее стремительный поток по самую макушку. В этот раз сценаристы Bungie написали, пожалуй, самый драматичный сюжет в истории сериала.
Элитные сражения
В предыдущих эпизодах, за исключением Halo 3: ODST, в центре событий оказывался единственный в своем роде супервоин, заступник человечества и гроза инопланетян. Бой за боем он героически вышибал из пришельцев синие мозги, один за другим расстраивая коварные планы Ковенанта. Но здесь, у истоков фантастической саги, все обстоит иначе.
Кампания начинается с простой спасательной операции, которая перерастает в кровопролитную войну планетарного масштаба. И в этот раз жертвы грандиозного противостояния показываются почти без купюр. То и дело взвод, в котором служит главный герой (или героиня — решать игроку), натыкается на тела замученных солдат и простых фермеров. Смерть в разных обличьях из каждого угла буравит взглядом спину.
Тяжелую, гнетущую обстановку дополняют гигантские крейсеры Ковенанта, зависшие в некогда мирном небе Рича. По части режиссуры команда Bungie ни в чем не уступает мастерам из Infinity Ward. Размахом батальных сцен и тщательной проработкой декораций Halo: Reach сравнима с Call of Duty: Modern Warfare 2. Пока пехота яростно дерется на земле, высоко над ее головой кружат и взрываются под плотным огнем вражеские истребители «Баньши». Красиво полыхают синим пламенем десантные корабли пришельцев, величественно падает в океан подбитый крейсер.
Даже излюбленному приему Infinity Ward — от первого лица показывать, насколько нелегко приходится герою, здесь нашлось применение. Когда здоровенный элит (что-то вроде офицера-инквизитора у Ковенанта), распахнув все четыре челюсти, размахивает энергетическим мечом у тебя перед носом, действительно испытываешь некоторое напряжение. И это все отнюдь не показуха — битвы с управляемыми искусственным интеллектом врагами действительно требуют расчетливости и концентрации.
В боях герою помогают соратники
Братья по разуму
Противники в Halo никогда не были простофилями и всегда заставляли игрока бороться за жизнь. Впрочем, писклявые гранты — персонажи по-прежнему комедийные. Коротышки забавно размахивают лапками, потешно охают, ахают и вообще больше паникуют, чем сражаются. Зато все остальные бойцы неприятельской армии представляют реальную угрозу. Одни прячутся за энергетическими щитами, другие лихо запрыгивают на крыши и верхние этажи зданий, как цефалопод из первой части «Людей в черном».
На вершине же вражеской иерархии разместились пресловутые элиты. Схватка даже с двумя такими офицерами сродни шахматной партии, в которой принимать решения нужно за считанные мгновения. Враги грамотно преодолевают препятствия, умело выбирают укрытия, чтобы спрятаться от шквального огня, и отлично используют все особенности окружения. Если поблизости есть здание, пришелец наверняка попробует спрятаться внутри, чтобы вести оттуда прицельную стрельбу. Ну а если ему подвернется брошенный кем-то «Призрак» (летающий мотоцикл с плазменными пушками), элит не преминет им воспользоваться.
Соратники героя — в Reach всегда есть братья по оружию — в целом под стать ему. Они хорошо стреляют, не стоят на месте, умеют пользоваться стационарными орудиями. Правда, водят по-прежнему, как курсант автошколы на первом занятии. Доверять им баранку армейского джипа все равно, что играть в русскую рулетку. Если повезет, поездка будет стремительной и веселой, с ураганной пальбой из пулемета и парой намотанных на шины грантов. Ну а если фортуна повернется затылком, то горе-водитель увязнет где-нибудь в камнях и станет бестолково буксовать, подставляя машину под удар неприятеля.
Повоевать удаcтся даже на орбите планеты
Пятое колесо
Баталии вызывают щенячий восторг не только из-за разумных противников и качественной режиссуры, но также благодаря виртуозному дизайну ландшафтов. Использовать в данном случае мертвое слово «уровни» просто кощунственно. Перестрелки разгораются на грядках с овощами и в аккуратных фермерских домиках, в крупных поселениях, промышленных зонах и дикой местности с завораживающими горными пейзажами. Таким видам самое место в рамке на стене, но, отдав должное красоте, авторы не забыли о практичности.
Местность спроектирована таким образом, что тактические возможности всегда огромны. Заходить с тыла, атаковать с флангов, занимать господствующую высоту, вести снайперский огонь, идти в рукопашную, использовать технику — выбор за игроком. Войну никто не пытается ставить на рельсы, мол, вот здесь мы подеремся, а вон там немного постреляем. Как вести бой, каждый решает сам.
Впрочем, все это верно и для предыдущих эпизодов серии за исключением, может быть, того же ODST, но у него была своя специфика. Чего не было ни в одном Halo, кроме Reach, так это специальных возможностей брони. Разработчики пошли по стопам Crytek с ее Crysis и превратили скафандр героя в мощный многофункциональный комплекс. Правда, напичкать его всем сразу нельзя. Костюм оснащается лишь одной особой функцией, и при желании попробовать новую примочку старую придется выкидывать.
Первая доступная в игре спецспособность — это кратковременное ускорение. Подойдет тем, кто предпочитает смертоносным смерчем носиться по полю боя, полагаясь на скорость и реакцию. Впоследствии в арсенале появляется усиление защитного поля, голографический двойник и даже реактивный ранец, позволяющий взмывать в воздух и обстреливать врага сверху. Таким Halo себе едва ли кто-то представлял, и Bungie здорово рисковала, добавляя к телеге пятое колесо. Однако в данном случае оно встало как родное — теперь непонятно, как раньше можно было обходиться без всех этих трюков. Особенно в мультиплеере, который по праву считается визитной карточкой серии.
Финальный аккорд
В Reach к списку знакомых режимов добавился Invasion, где нужно сражаться за контрольные точки. Из ODST вернулся полюбившимся многим Firefight, где четверо игроков отражают накатывающие на них волны бойцов Ковенанта. Причем в этот раз режим можно настраивать под свои предпочтения — вплоть до таких мелочей, как сила притяжения. А если кому-то этого не хватит, творческие эксперименты можно продолжить в редакторе уровней Forge. Режим совместного прохождения, ставший уже правилом хорошего тона в шутерах, тоже на месте.
Вообще, тут есть все, чтобы натурально «залипнуть» в живописных горах Рича на недели и месяцы. Авторы умудрились органично вплести в игру даже полноценные космические битвы, не говоря уже о разухабистых поездках на танках, реактивных прыжках и драках на энергетических мечах. Причем в этот раз вкусить все прелести сумасшедших сражений могут даже новые игроки, ранее по недосмотру и преступной халатности в сети Halo не попадавшие. Ведь Reach — это приквел, а значит, события оригинальной трилогии, финал которой датируется 2553 годом, еще впереди…