Если усадить за Tom Clancy's HAWX 2 поклонника Microsoft Flight Simulator, его хватит удар. Законы физики и аэродинамики нарушаются постоянно, под крылом обыкновенного F-15 умещаются десятки ракет, а исправность самолета измеряется в процентах, как здоровье героя в классическом шутере. Однако далеко не все готовы по два дня изучать основы авиации, чтобы час-другой покружить в истерзанном снарядами небе.
Продолжая добрые традиции своего предшественника, HAWX 2 открывает боевую авиацию для тех, кто хочет получить экстракт из жизни военного летчика — отфильтровать все сложности и оставить только романтику. Можно ли в «хардкорном» авиасимуляторе на бреющем полете лавировать между нефтедобывающих вышек? Нет, потому что в жизни так не бывает. Можно ли практически на брюхе скользить по каньонам, скрываясь от вражеских радаров? Нет, потому что самолеты так не летают, и тут вам не «Звездные Войны».
Отсылки к реальности
HAWX 2 одним покачиванием крыльев отметает все эти условности. Мертвые петли, пролеты под мостами, ожесточенные бои в узких каньонах — игра показывает боевую авиацию такой, какой ее принято изображать в голливудских блокбастерах наподобие «Стелс». Правда, один шаг в сторону реальности авторы сделали, добавив в сиквел взлет, посадку и даже дозаправку в воздухе.
Жизнь в облаках стала более разнообразной, но в симулятор игра от этого не превратилась. Чтобы взлететь, достаточно врубить двигатели на полную мощность и потянуть рукоять управления на себя, когда самолет достигнет нужной скорости. Посадка не намного сложнее: берешь курс на полосу, сбрасываешь скорость, плавно снижаешься, выпускаешь шасси; касание, скрип шин — с возвращением на базу, сынок! Самые осторожные могут подстраховаться и включить подсказку — в воздухе появится контур безопасной траектории снижения.
Впрочем, даже если плюхнуться на полосу мешком с опилками и превратить многомиллионную боевую машину в черно-оранжевую пылающую кляксу, ничего страшного не случится. Как правило, игра автоматически сохраняется в ключевых точках, и перед посадкой в том числе, так что горе-летчику останется лишь повторить маневр. Это, кстати, полезно, так как в некоторых операциях посадку для пополнения боезапаса требуется совершать прямо во время сражения.
Дозаправиться в воздухе еще проще. Пристраиваешься в хвост к самолету-заправщику и начинаешь плавное сближение. Даже на стандартном консольном контроллере это не особо сложная задача, а если использовать специальный джойстик, то и вовсе пара пустяков.
Лучший способ уйти от ракеты — резко изменить направление полета
Разорванное небо
А вот в бою приходится действительно туго. По замыслу сценаристов, террористические группировки и торговцы оружием, с которыми ведется борьба в HAWX 2, всегда превосходят хороших парней по численности войск. На каждый «наш» самолет они выдвигают порядка трех своих плюс пару вертолетов и три-четыре мобильных ПВО.
В плане зрелищности такая сутолока идет исключительно на пользу. Через пару минут после начала сражения и небо, и земля превращаются в одну гигантскую паутину, сотканную из дымных шлейфов ракет, трассирующих снарядов и жгутов жирного черного дыма от пожаров. Тут и там распускаются бутоны взрывов от подбитых истребителей, а когда вражеский самолет разваливается на части прямо у тебя на глазах, теряя крылья и прочие густо чадящие детали, то просто дух захватывает.
Блестящую батальную картину авторы дополняют постановочными сценками. В первой же миссии самолет героя получает ракету в хвост, предоставляя игроку редкую возможность понаблюдать за падением разорванного в клочья истребителя глазами его пилота. А в ходе одной из операций на Ближнем Востоке, разгоняя самолет по взлетной полосе, можно наблюдать устремившиеся к аэродрому вражеские ракеты воздух-земля. Взрыв происходит через считанные мгновения после отрыва от полосы.
Детский восторг от бесконечной феерии огней и вспышек омрачается необходимостью делать все самому. Наличие нескольких напарников не облегчает операции ни на йоту, если только в качестве соратников не выступают другие игроки. Кампания HAWX 2 явно затачивалась под совместное прохождение, и когда хвост тебе прикрывает верный друг, в успешном завершении миссии можно не сомневаться. Но когда вместо друга болван с цифровыми мозгами, рассчитывать приходится лишь на себя.
Мало того, что напарники не торопятся лезть в самую гущу событий, даже если на то имеется прямой приказ. Они еще и весь боезапас свой получают, видимо, на каком-то китайском заводе. По крайней мере, ракеты у них точно поддельные. Если главному герою достаточно всадить в неприятельский самолет одну-две боеголовки, чтобы от того осталось лишь красивое черное облако, но союзники не могут сбить врага и после трех-четырех попаданий. А попадают они очень редко…
Бомбардировка проходит в специальном режиме
Ложка клюквы
Наземными целями соратники, похоже, и вовсе не занимаются. Меж тем за бомбежкой укрепрайонов, аэродромов, кораблей и разномастной техники проходит едва ли не половина игры. Причем далеко не всегда удары воздух-земля совершаются по старинке: снизился, вышел на цель, отбомбился, улетел.
В HAWX 2 есть еще одна находка — переключение режимов. При наличии специальных ракет бомбардировка превращается в своеобразный тир. Забираешься повыше, переходишь в режим прицеливания (самолет в это время летит на автопилоте) и методично долбишь по отмеченным целям. Затем камера возвращается на свое привычное место в хвосте, и полет продолжается.
Но это еще что — в некоторых миссиях управлять самолетом не нужно вообще. Так, обеспечивая прикрытие десантной группы во время ночной операции, игрок выступает стрелком. С огромной высоты он пулеметным огнем сшибает вертолеты, средним калибром выносит отдельные танки, а крупным топит в огне целые кварталы.
Наконец, в игре есть задания, где вообще не нужно стрелять. Там авторы дают поуправлять беспилотным автоматом, который следит за злоумышленниками и подслушивает их разговоры. Не сказать, чтобы это было очень увлекательно, но благодаря своей скоротечности такие миссии не раздражают. К тому же в них раскрываются фрагменты сюжета, хотя с тем же успехом разработчики могли бы и вовсе ничего не пояснять. История о конфликте частной военной компании с США из первой части была на порядок оригинальнее нынешнего шаблонного сценария о том, как террористы украли у русских ядерные боеголовки. Предсказать дальнейшее развитие событий можно уже после получаса игры.
А когда дело доходит до сражений на стороне России от лица пилота Дмитрия Сокова под мудрым руководством генерала Моргунова, и вовсе начинается комедия. Генерала, похоже, рисовали со Сталина, а представление о России и русских черпали из «Тетриса». Звучащую во время красивой битвы в горах музыку невозможно слушать без улыбки. Мелодия напоминает ядреную смесь из «Боже, царя храни» и «Славься, Отечество».
Закат действительно такой красивый, как на скриншоте
Техническая победа
Но несмотря на такие комичные отступления и бестолковый искусственный интеллект, вторая часть HAWX получилась не хуже первой. Правда, режим полета с отключенной поддержкой систем безопасности, ставший гвоздем программы в оригинальной игре, уже не впечатляет, да и вообще почти не используется. Очень уж неудобно сражаться, когда камера показывает всю панораму, а твой самолет — лишь ее малая деталь. К тому же из пушки с такой перспективой ни в кого не попасть, а от ракет неприятельские самолеты умеют ловко отделываться.
Вообще, в HAWX 2 чувствуется некоторый перекос баланса в сторону противника. Врагов всегда больше и сражаются они лучше, так что задания, где нужно кого-то защищать и прикрывать, нередко приходится переигрывать по три-четыре раза. Союзники просто не способны нормально постоять за себя, и, чтобы их не перемололи в пыль, нужно метеором метаться по небу, успевая потопить корабль здесь, сбить звено вертолетов там и взорвать вон ту ракетную платформу.
Однако в этом накале страстей, разорванном в клочья пылающем небе есть своя прелесть. Если не искать реализма, не придираться к глупому сюжету и не ждать помощи от виртуальных напарников, игра не разочарует. Тем более что новых Ace Combat пока не предвидится, а значит, оспаривать у HAWX 2 звание лучшего авиационного шутера года попросту некому.