Копье во многих ситуациях эффективнее огнестрельного оружия: бьет сильно, опрокидывает врага наземь и к тому же его можно использовать бесконечно
«Они убили Лару!» — воскликнул бы преданный поклонник Tomb Raider, бросив первый взгляд на новую игру с Ларой Крофт в главной роли. Действительно, Lara Croft and the Guardian of Light поначалу кажется прямым свидетельством того, что Crystal Dynamix сошли с ума: изометрический вид, бои в стиле Alien Shooter… Кто же знал, что за всем этим скрывается, наверное, самая интересная за последнее время игра про расхитительницу гробниц.
Лара на распутье
Не секрет, что серия Tomb Raider пребывает в творческом кризисе. Вышедшая два года назад Underworld была игрой хорошей, но не выдающейся — покорителем хит-парадов она не стала. И после того как Eidos Interactive были куплены японцами из Square Enix, новый издатель, видимо, решил сотворить с Ларой что-нибудь новенькое.
Заметно, что авторы изучили рынок и пригляделись к тому, что сейчас пользуется популярностью: небольшие, как правило, загружаемые со Steam (XBLA, PSN) аркадные платформеры, где нужно не только прыгать, но и решать витиеватые головоломки, основанные на честной физике или на использовании умений разных персонажей (вспомнить хотя бы Trine). Не менее популярны и изометрические аркадные шутеры в духе Alien Shooter и Alien Breed, где помимо отстрела толп монстров обязательно есть элементы RPG. Также очевидна мода на кооперативное прохождение.
Такие игры продаются хорошо, а стоят в производстве меньше, чем высокобюджетные проекты ААА-класса. Вывод, который сделали Crystal Dynamix, напрашивается сам собой: создать нечто похожее, взяв отовсюду понемногу и умножив полученное на харизму Лары Крофт. Сказано — сделано. Lara Croft and the Guardian of Light — это три в одном: тут вам и платформер с пазлами и физикой, и аркадный шутер с элементами RPG, и кооператив.
Учитывая, что артефакты имеют положительные и отрицательные эффекты, экипировать ими персонажа нужно в зависимости от текущей ситуации
Думай, прыгай и стреляй
Преследуя омерзительного злыдня, который восстал из мертвых и теперь грозит миру погибелью, Лара на протяжении 14 уровней палит по всевозможным монстрам, прыгает по колоннам и обрушенным мостам и решает пространственно-архитектурные пазлы, чтобы пройти дальше. Врагов много: представлен весь привычный набор из серии «Напугай себя сам», включая пауков, зомби и мумий. Есть и «боссы» — огромные динозавры, которых злодей периодически спускает на Лару. Монстры атакуют волнами, и в борьбе с ними Лара может использовать не только пистолеты, автомат и дробовик, но даже огнемет и базуку.
Загадки привычные; как правило, они связаны с ловушками, запертыми дверями, опорами моста и т.д. Самый простой пример — встать самой на одну нажимную плиту, а на другую прикатить огромный металлический шар, после чего где-нибудь что-нибудь откроется или придет в движение.
Но это не значит, что пазлы примитивны. Скорее, авторы придерживаются золотой середины: тут есть фантазия, есть честная физика, но все решается на интуитивном уровне. Так, Лара может смещать предметы, подложив рядом мину, и тот же шар кое-где придется точно отбросить в нужное место направленным взрывом. В другом случае нужно бегать по краям огромной металлической тарелки, направляя расположенный на ней шар так, чтобы он выкатился в лузу. Где-то придется точно прострелить бочки с горючим, чтобы сломать надвигающуюся на вас огромную молотилку, а когда она сорвется с опор, быстро повиснуть на обрыве, уступив ей дорогу в пропасть.
Кроме того, Лара способна перемещать тяжелые массивные рычаги и палить по расположенным на удалении кнопкам, которые тоже что-нибудь активируют. К слову, последние чувствительны и к минам. На этом строятся интересные пазлы: например, чтобы открыть последовательно две двери, регулируемые одним переключателем, нужно сначала пальнуть по нему, потом положить рядом мину и пройти за первую открывшуюся дверь, а уже оттуда активировать детонатор. Еще Лара может бросать копья — не только во врагов, но и в стены, чтобы использовать их как ступеньку, откуда можно забраться куда-нибудь повыше. Наконец, наша выдающаяся героиня способна прицепиться с помощью лассо к далекому выступу и почувствовать себя настоящей альпинисткой.
На каждом шагу ее поджидают ловушки. Бежит, например, Лара по мосту, а он у нее прямо под ногами начинается разваливаться на части. В финальном бою нам и вовсе придется бегать по одной огромной ловушке, маневрируя между металлическими кольями, с хрустом вылетающими из пола. Впрочем, мы и сами можем заманивать некоторых динозавров на такие площадки…
Дизайн, как и графика, оставляет исключительно приятное впечатление
Лара и всякая всячина
На самом деле примерно тем же самым расхитительница гробниц занималась и раньше, но в Lara Croft and the Guardian of Light изометрический вид позволил резко увеличить темп. При этом замороченной акробатики стало в разы меньше: мы просто прыгаем и цепляемся за уступы. Соответственно, играется проще и в то же время увлекательней.
Но еще лучше игра выглядит в кооперативе. Подключив второй геймпад и позвав в гости друга (онлайновый вариант планируется добавить позже), вы активируете второго играбельного персонажа — индейца Тотэка, который на правах титульного стража света ринется помогать храброй девушке. В этом случае именно Тотэк будет бросать копья, которые Лара использует как ступени. Кроме того, индеец может прикрывать себя и напарницу щитом от выстрелов стационарных турелей: таким образом можно подобраться к ним поближе и подорвать ловушки миной.
Естественно, в совместной игре открываются новые возможности: Ларе и Тотэку нужно постоянно помогать друг другу, протягивать руку или веревку, чтобы помочь забраться куда-нибудь и т.д. Кроме того, в кооперативе некоторые приемы приобретают дополнительные детали. Так, Тотэк может забраться на протянутое напарницей лассо и пройти по нему, как по канату. Этим же лассо Лара способна быстро подцепить падающего в пропасть напарника. Соответственно, появляются новые пазлы и игровые ситуации, недоступные при одиночном прохождении. А точнее, в сингле на этом месте просто будет другой пазл, рассчитанный именно на то, что Лара действует в одиночку.
Весь геймплей отполирован обещанными элементами RPG (без которых сегодня никуда). Герои могут свободно исследовать уровни и находить массу полезных в хозяйстве вещей. Во-первых, это камешки и апгрейды, увеличивающие максимальный запас здоровья или боеприпасов. Во-вторых, новое оружие. В-третьих, артефакты, которые, если экипировать ими персонажа, увеличивают одни показатели (например, скорость или урон от оружия), но одновременно снижают другие (к примеру, защиту или урон от мин). Наконец, можно найти реликвии, которые открывают доступ к уникальным умениям — регенерации здоровья, особенно мощному выстрелу и т.д. Правда, предварительно придется убить массу врагов, чтобы заполнилась специальная шкала — только после этого умение активируется.
Многие артефакты и реликвии лежат в пещерах, где вас ждет особо заковыристый пазл. А еще они выдаются за выполнение специальных заданий — найти 10 черепов на уровне, взорвать 10 машин, перебраться через реку, ни разу не коснувшись воды и т.д. Все это придает дополнительный интерес и ощутимый стимул, особенно когда последний, десятый череп дразнит вас с высоченной колонны — многие уровни хочется пройти заново и собрать все бонусы.
Lara Croft and the Guardian of Light — это неожиданная и притом весьма удачная попытка соединить все лучшие черты серии (акробатика, пазлы, ловушки, соблазнительные формы Лары) с динамикой и привязчивостью изометрических аркад. Плюс ролевые элементы, свобода исследования и увлекательный кооператив. Результат впечатляет: игра проходится на одном дыхании, и к тому же при всей своей изометричности выглядит как проект А-класса, щеголяя отличными моделями, убедительными роликами на движке и сочными спецэффектами. Размышляя на волнующую многих тему, будет ли серия и дальше развиваться в направлении загружаемых игр или вернется к высокобюджетным проектам, хочется почувствовать себя Винни-Пухом и воззвать к авторам: «И того, и другого, и можно без хлеба!»
1656 Прочтений • [Обзор: Lara Croft and the Guardian of Light] [21.05.2012] [Комментариев: 0]