Игра богата на «готические» виды — в одном кадре есть и мрачные скалы, и бушующие волны, и скелет и зловещий храм на вершине
Игры от немецких разработчиков всегда пользовались у нас популярностью и, наверное, это не случайно: Германия вместе с Россией — один из крупнейших PC-рынков в мире. Подобно отечественным разработкам, многие добротные немецкие проекты почти неизвестны в Штатах, а их сложность и качество тестирования далеки от мировых стандартов (не в лучшую сторону).
Ролевой сериал «Готика» — яркий пример такого «местечкового хита». У нас в стране он традиционно сравнивается с серией The Elder Scrolls, а на форумах кипят нешуточные страсти на тему, что же лучше, тогда как американские игроки ничего кроме Oblivion и знать не знают. Скажем честно, Gothic 3 — действительно великая ролевая игра с гигантским миром, на изучение которого уйдут десятки часов, но нормально играть в нее можно только после установки всех патчей, включая те, что наклепали фанаты спустя пару лет после выхода.
Две судьбы
Разработчики Piranha Bytes, окончательно разругавшиеся с издательством JoWood Entertainment, в качестве своеобразного продолжения выпустили Risen — игру неплохую, но полную недостатков и ошибок. А вот сделать официальную четвертую часть издатель доверил студии Spellbound Entertainment, известной лишь по клонам Commandos (Desperados и Robin Hood) — странный, казалось бы, выбор, для создания эпической RPG.
Поначалу, впрочем, сомнения отходят на второй план: картинка замечательная, мир просто огромный — не меньше, чем в третьей части, — постоянно встречаешь старых знакомых и отсылки к прошлым сериям. По сюжету главный герой трилогии, безымянный уголовник, к финалу Gothic 3 очистил континент от орков и стал королем объединенного государства, а теперь обратил взор на соседний материк с множеством мелких княжеств. Наш новый подопечный — обычный пастух, деревню которого вместе со всеми близкими сожгли паладины с Миртаны, и который теперь ищет способ отомстить. Дорога ведет его от одного поселения к другому, через леса и горы, пещеры и заброшенные храмы — пока каждый уголок мира не будет исследован.
Сюжет в целом неплохой, можно даже сказать классический — пройдя огонь, воду и медные трубы, пастушок превратится в закаленного боями воина — но подача его слишком схематична. Вы приходите к очередному персонажу, способному продвинуть историю дальше, и у того наверняка найдутся проблемы, которые никак нельзя решить без вашего участия. Поблизости вам, скорее всего, выдадут дополнительные задания, не отличающиеся разнообразием (убейте 10 кабанов). Пока вы выполните все квесты, окрестности излазаете вдоль и поперек, и вскоре отправитесь за следующей порцией сюжета, чтобы в эту местность больше никогда не вернуться. Более того, даже сам ландшафт устроен таким образом, что раньше времени вас просто не пропустят дальше: героя остановят завал из камней, сторожевой пост или другие препятствия.
Словом, прощай, былая свобода. И это касается не только перемещения по миру: сами задания почти не предполагают выбора, все сводится к простому выполнению условий. У игры отняли одну из главных особенностей: множество группировок, дружбу которых нужно было еще заслужить, и чьи цели зачастую противоречили друг другу. В «Аркании» же за несколько дней прохождения лишь однажды пришлось выбирать, кому из соперничающих магов помочь, да и последствия особо не различались.
Движок с легкостью прорисовывает местность на километры вокруг. Жаль только, в свободе передвижения вас здорово ограничивают
Шаг вперед, два назад
Упрощению подверглась и ролевая система (которая и так в «Готике» никогда не была особенно сложной). Три пути развития (воин, лучник, маг) сохранились, как и возможность комбинировать их в любых пропорциях, но сама прокачка стала очень незатейливой, в духе Mass Effect 2 или Alpha Protocol. Очки, получаемые на каждом уровне, вкладываются в умения, что дает бонусы к атаке, здоровью и прочим характеристикам, а через определенные промежутки открываются особые навыки вроде оглушения противника рукоятью оружия или усиленного заклинания. Магия вообще разочаровывает: огонь, лед да молнии — вот и весь набор, никаких тебе проклятий, лечилок или призыва помощников.
Что действительно радует, это боевая система, до того отличавшаяся нетривиальным управлением и требующая немалой сноровки. В четвертой части наконец-то можно расправиться с толпой гоблинов, не сломав пальцы о клавиатуру, да и выглядят сражения очень даже впечатляюще. Если вовремя нажимать на кнопку удара, герой проводит целую серию атак, взмахи двуручным оружием достают сразу несколько врагов, трупы разлетаются во все стороны.
Еще одно развлечение — алхимия и изготовление оружия и снаряжения. У торговцев можно купить всевозможные рецепты, от зелья ускорения до отравленных стрел и волшебных наручей, останется только собрать нужные ингредиенты: руду, драгоценные камни, травки, части тел животных и насекомых. Плюс заниматься крафтингом дозволяется хоть в чистом поле, не добираясь до ближайшей кузни или перегонного куба. Справедливости ради, это не так уж необходимо — на героя постоянно валится столько оружия, доспехов и пузырьков с разными эффектами, что только успевай продавать.
Наконец, «Готика 4» на удивление стабильна: причиной тому, конечно, жесткие стандарты качества консольных производителей, но давним поклонникам серии непривычно будет с самого начала спокойно проходить игру, не боясь постоянных вылетов, невыполняемых заданий или проваливающихся сквозь землю персонажей.
Новую броню нельзя купить в магазине, ее выдают строго в сюжетных заданиях
Чуден Сильверлейк при тихой погоде
Хороша и картинка: ландшафты и поселения сделаны с любовью и тщанием, и, забравшись на закате на какую-нибудь гору, вы насладитесь великолепным видом колышущихся на ветру лесов, неспешно текущих рек, сумрачных гор на горизонте и бушующих волн на побережье. Мокнущие под дождем крепостные стены, приглушенное сияние кристаллов в пещерах, гигантское дерево посреди болот, в котором живут маги, — после прохождения вам будет что вспомнить.
Монстры, хоть и не отличаются разнообразием, тоже запоминаются: гигантские осы, похожие на страусов падальщики, ящеры всех мастей и мерзкие болотожоры, напоминающие червей из «Дюны» Герберта. С другой стороны, разных моделей людей на всех персонажей не наберется наверное и десятка, поэтому вы постоянно будете встречать двойников, только в разной одежде (лысый старик, усатый мужик, ветеран со шрамом и так далее). При этом сделаны они небрежно и анимированы кое-как (особенно женщины), а орки (которые в мире «Готики» такая же равноправная раса, как люди) и вовсе все на одно лицо. При общем уровне графики в игре столь малобюджетная реализация NPC вызывает недоумение. Раздражают и недоработки в интерфейсе: каждый раз вручную сравнивать показатели надетой вещи с десятком похожих, валяющихся в снаряжении — то еще развлечение, как и проверять, выучен ли уже героем данный рецепт.
Что не вызывает нареканий, так это локализация от «Акеллы»: шрифты хорошо читаемые, перевод адекватный, озвучка вполне на уровне, разногласий с переводом предыдущих частей не наблюдается.
«Аркания» — тот случай, когда проект заслужил бы лучшую оценку, будь у него другое название. Это симпатичная action-RPG с огромным миром и неплохим сюжетом, к тому же на удивление стабильно работающая. Но поклонники «Готики» будут разочарованы ее линейностью, как в плане выполнения заданий, так и свободы перемещения по миру. Конечно, такое продолжение серии лучше никакого, но хочется надеяться, что в дальнейших выпусках весь выбор не будет сводиться лишь к тому, бить ли врагов дубиной по голове или поджаривать молниями.