Бронетранспортеры в мультиплеере редкость: под их прикрытием очень удобно врываться на территорию врага
В отличие от Call of Duty серия Medal of Honor в погоне за зрительскими симпатиями никогда не переходила грани разумного, сохраняя чувство меры. Здесь не было ядерных атак русских на Америку и эпатажных расстрелов мирных жителей в аэропортах. Игра всегда рассказывала о реальных боевых действиях. И не изменила этому правилу даже сейчас, когда проснулась от трехлетнего сна (последний раз мы видели Medal of Honor: Airborne в 2007-м) и попыталась бросить вызов серии Call of Duty,бессменно властвующей в жанре постановочных шутеров все последние годы.
Солдаты vs. Генералы
Новая игра посвящена современным операциям американских войск в Афганистане, а именно — противостоянию с Талибаном. Сценарий написан «по мотивам» реальных боевых действий, а консультировали авторов бойцы спецподразделения Tier1, в том числе и те, кто воевал с талибами.
Сюжет вроде бы предельно прост: он обыгрывает привычную тему противостояния, с одной стороны, смелых солдат, которые видят войну своими глазами и готовы прийти на помощь товарищам несмотря ни на что, а с другой — кабинетных генералов, которые пьют кофе и отдают поспешные приказы, по глупости обрекая солдат на смерть. Но именно оттого, что подобные ситуации нередко происходят в реальных боевых действиях (тому есть масса примеров и в Афганистане, и в Чечне), эта «обычная» история воспринимается не менее (а может и более) эмоционально, чем байки про русских в Америке.
Правда, сценаристы Danger Close Games долго запрягают и поначалу особо ничем игроков не радуют: в грязно-сером антураже Кабула и прилегающих территорий мы движемся из точки А в точку Б и планомерно уничтожаем врагов. По увлекательности, новизне и качеству дизайна все это немногим отличается от польских шутеров.
Однако постепенно сценарий, а с ним и игра расправляют плечи. Действие начинает переключаться между разными героями (мы играем за бойца Tier1, за рядового рейнджера и даже за пилота «Апача»), показывая одни и те же события глазами разных участников. Но при этом повествование не разрывается на разрозненные эпизоды, а ловко складывается в единую историю. Например, только что рейнджеры едва выжили под вражеским огнем благодаря вовремя подоспевшим «Апачам», а уже следующая сцена посвящена тому, как боевые вертолеты возвращаются на базу, по пути сталкиваясь с неожиданным сопротивлением.
Да и вообще неожиданности случаются все чаще и чаще: мы попадаем в засады, видим гибель товарищей, получаем прикладом по голове, на последнем дыхании держим оборону в маленьком доме; повиснув на плече товарища, почти теряя сознание, отстреливаемся от врагов, наблюдаем, как высадивший нас «Чинук» подбивают талибы. В какой-то момент и вовсе остаемся одни посреди холодных гор с ножом в руках и сломанной ногой. Драма и адреналин нарастают, выливаясь в эмоциональную и несколько неожиданную развязку, на которой особенно впечатлительные могут даже пустить слезу.
Все это точь-в-точь напоминает скандальные записи на Wikileaks, где американцы с «Апачей» расстреливают то ли боевиков, то ли мирных жителей
Ни там, ни тут
Правда, по эффектности постановки и насыщенности эта история не сравнится с виденным нами в лучших сериях Call of Duty. «Аркадных» сцен, к примеру, тут не так много: несколько раз за игру мы становимся к станковому пулемету, утрамбовываем землю ракетами с борта «Апача», вяло катаемся на квадроциклах и палим по врагам из окна джипа. Но в данном случае потеря в эффектности — естественная плата за реализм. Ведь настоящая война — отнюдь не аттракцион и не голливудское кино, особенно в Афганистане.
Реализм проявляется не только в правдоподобности сценария, но и в том, что в Medal of Honor в кои-то веки появляются намеки на тактику. В некоторых ситуациях мы можем сами решить, как выполнить текущую задачу: пойти на врага в лоб или обойти с фланга, переждать, пока патруль уйдет, противники разделятся на более мелкие группы или вступить в открытый бой.
Кроме того, бойцы ведут очень реалистичные радиопереговоры, направляют друг друга, указывают на врагов и вообще действуют грамотно и слаженно. И если поначалу на тот же радиообмен особого внимания не обращаешь, то потом выработанные годами шутерные рефлексы уже не помогают, и ты невольно начинаешь прислушиваться к коллегам, ориентироваться в бою на их указания — это здорово помогает и создает нужную «реалистичную» атмосферу. Наконец, здесь можно опробовать современные военные технологии, например, лазерные целеуказатели, снайперскую винтовку с тепловизором и мощное вооружение «Апачей».
Но при этом Medal of Honor остается глубоко постановочным, заскриптованным шутером, где тактика все-таки вторична, здоровье восстанавливается само, патроны практически никогда не заканчиваются, противники глупы, а толпы вражеского пушечного мяса будут бесконечно возрождаться до тех пор, пока вы не наступите на нужный триггер. То есть перед нами явный кризис самоопределения: заигрывая с реализмом, игра неизбежно потеряла в зрелищности и постановке, но и полноценным тактическим боевиком не стала.
Примерно то же самое случилось и с мультиплеерным режимом, за который отвечала знаменитая DICE, авторы серии Battlefield. В ситуации, когда на рынке сетевых баталий есть Call of Duty: Modern Warfare 2 и Battlefield: Bad Company 2, очень трудно придумать что-то новое и в тоже время столь же качественное.
DICE перенесли сюда многие свои наработки. Так, игроки могут развиваться в трех классах (стрелок, специалист и снайпер), получая за успехи медали, нашивки и новые уровни, которые разблокируют более продвинутое вооружение и модификации для него (глушители, усиленные боеприпасы, оптические прицелы и т.п.). Помимо специализированного оружия, можно вызывать артиллерию и авиацию, использовать бронетранспортеры и беспилотники.
В итоге получилось нечто среднее: в мультиплеере новой Medal of Honor нет масштабов Bad Company 2,нет такого же разнообразия техники и спецсредств, которые может использовать игрок, но в тоже время нет и того выверенного дизайна, который позволял устраивать захватывающие бои на более ограниченных пространствах в Modern Warfare 2. Дизайн на 8 небольших картах за редким исключением построен так, что бои во всех режимах (командный штурм, выполнение заданий, контроль территории и защита точек) сводятся к несколько хаотичному и бестолковому бою стенка на стенку. Интересных точек мало, а прямолинейных маршрутов, наоборот, много, и зачастую снайперы оказываются прямо друг напротив друга, а остальные носятся между ними и с криками «Долой кемперов!» мрут как мухи.
И все же, несмотря на все свои недостатки, перед нами вполне качественный, динамичный экшен, авторы которого сработали хоть и не идеально, но, безусловно, знают свое дело. Другой вопрос, что разработчики постановочных шутеров сегодня сами загнали себя в угол: если продолжать делать ставку на голливудский аттракцион, то неизбежно скатываешься в бред, а если, наоборот, стремиться к реализму, то играть становится скучнее. Новая Medal of Honor пока не нашла правильного ответа на вопрос, что делать в такой ситуации, но она хотя бы начала его искать. И спасибо ей за эту отвагу.
796 Прочтений • [Обзор: Medal of Honor (2010)] [21.05.2012] [Комментариев: 0]