Платформер со зловещим названием Castlevania дебютировал в Японии в сентябре 1986 года, то есть более двадцати лет назад. Проект вышел на приставке Family Computer Disk System (FDS), чье название для большинства современных игроков — ничего не значащая тарабарщина. Да и тогда, в 1986-м, пресловутого вау-эффекта история про охоту на графа Дракулу не произвела.
Серия прогремела годом позже — в 1987-м, когда на популярной в то время Nintendo Entertainment System появился сиквел Castlevania II: Simon's Quest. В нем отважный герой все так же мочил разномастную нечисть своим боевым кнутом, однако вперемешку с ролевыми элементами эта забава воспринималась куда лучше. Особенно продвинутой казалась смена времени суток. Днем на улицах попадались разговорчивые горожане, а монстры были слабее. Ночью же добропорядочные граждане сидели по домам, а нежить лютовала.
За два десятка лет компания Konami выпустила более двадцати проектов серии, а на 2010 год назначила ее торжественную «перезагрузку». Правда, называть модную (в хорошем смысле) Castlevania: Lords of Shadow возвращением к истокам язык не поворачивается. Игра получилась в высшей степени качественной и максимально насыщенной действием, но узнать в ней оригинальную Castlevania можно разве что по названию.
Стиль и безысходность
На перезагрузку Lords of Shadow никак не тянет, зато в стройные ряды современных консольных экшенов игра вписывается идеально. Причем стоит бок о бок с God of War и Bayonetta. Накалом страстей похождения рыцаря Габриэля Бельмонта точно не уступают приключениям спартанца Кратоса или сексапильной ведьмочки Байонетты. Есть даже несколько похожих сцен.
Впрочем, о слепом подражании речь не идет. У новой Castlevania — свой стиль, во многом построенный на виртуозной операторской работе. Вместо того чтобы по традиции повесить камеру за плечом или за спиной героя, авторы сами выбрали точки, откуда демонстрировать действие. При этом объектив не приколочен к камням и деревьям — он плавно смещается, чтобы держать персонажа в фокусе, и вздрагивает во время брутальных потасовок. В древнем лесу мы видим героя глазами следящей за ним таинственной зверюги. А капли дождя и снега расплываются на объективе красивыми мокрыми пятнами, заставляя буквально затылком почувствовать могильный холод и потусторонний мрак виртуального мира.
Вселенная Lords of Shadow вызывает стойкое желание забраться в горячую ванну с ласковой пеной и никогда не выходить на улицу. По ту сторону экрана царит депрессия, разруха и безысходность. Толпы беженцев бредут неведомо куда, хлещет холодный ливень, вспышки молний выхватывают из темноты грязные лужи и крючковатые деревья. И где-то во мраке рыщет нежить. Словом, точь-в-точь как в российской глубинке, только вместо гопников — волколаки.
Габриэль, несмотря на суровый и отнюдь не дружелюбный внешний вид, все же пытается спасти проваливающийся в Тартар мир. А по пути воин рассчитывает повидаться со своей возлюбленной, которой в прошлом отрубили голову. Такая вот изначально трагичная любовная история, где, конечно же, не обойдется без интриги.
Многих врагов можно схватить и немного помучить
Посадить на кол, обломать клыки
Как и предшественники из первых игр серии, юный Бельмонт использует в бою кнут. Ну, или что-то очень на него похожее — рыцарь наносит удары так быстро, что сразу и не разберешь, чем он размахивает. Судя по количеству доступных приемов, в Братстве Света (рыцарский орден героя) практикуют одновременно карате, кун-фу, айкидо и еще добрый десяток различных единоборств. Только боевые навыки скрыты где-то в глубинах памяти и извлекаются оттуда не бесплатно.
Как и большинство слэшеров, Castlevania не дает доступ сразу ко всему арсеналу приемов и трюков. Новые комбинации нужно покупать, зарабатывая в боях очки. Хотя даже с куцым набором, открытым изначально, Габриэль способен надрать уши и обломать клыки самым свирепым монстрам. В их числе упомянутые уже волколаки, болотные гоблины, подобие тролля, каменный гигант и еще целый зоопарк всякой нечисти. О скелетах — визитной карточке Castlevania — тоже не забыли.
Опять же в добрых традициях жанра, череда рядовых тварей регулярно разбавляется упитанным боссом, требующим к себе особого подхода. Огромного волколака, например, нужно насадить на кол (грудью, всего лишь грудью) — иначе не сдохнет. А каменного гиганта можно хлестать кнутом до второго пришествия и ничего не добиться. Чтобы одолеть его, придется карабкаться на огромное тело и выколупывать жизненно важные для чудища кристаллы. Этакий реверанс в сторону нашумевшего Shadow of the Colossus, хотя прием уже не раз использовался и в других экшенах.
Но беспорядочная молотьба по кнопкам и хитроумные выкрутасы в схватках с главарями — это еще не все. Авторы добавили в битвы тактики с помощью магии — светлой и темной. Когда включена светлая, герой метелит врагов и параллельно восстанавливает здоровье. Темная же позволяет наносить больше повреждений. И если на минимальном уровне сложности выбор очевиден — лупить сильнее, а здоровья и так хватит, то на более высоких придется крепко задуматься, что важнее. Вообще, даже на самой низкой сложности игрок попадает далеко не в ясли — нежить уверенно дает отпор. Вдобавок разработчики не поскупились на уровни, так что раньше, чем за 14-15 часов добраться до финала не получится.
Контрольные точки расставлены часто, так что, сорвавшись, переигрывать последние полчаса не придется
Прошлому вопреки
При этом время летит незаметно. Во-первых, Габриэль постоянно попадает в новые, удивительные и завораживающе красивые места. Кроме грязи и луж в игре нашлось место величественным лесам, древним замкам, живописным скалам, ледяному озеру и прочим ландшафтам, которые просто приятно рассматривать. Во-вторых, разработчики очень удачно совместили драки с акробатическими прогулками и головоломками.
И так, рыцарь лихо сечет врагов, а в перерывах занимается альпинизмом. Очень приятно отвлечься от кровавой работы и полазить на свежем воздухе по отвесным скалам, как незабвенная Лара Крофт. У героя есть даже тросик с гарпуном, спрятанный в магическом кресте. С его помощью можно цепляться за всякие крючья, раскачиваться и далеко прыгать.
После таких упражнений вдвойне приятно пошевелить мозгами, хотя авторы и здесь повели себя максимально предусмотрительно. Если думать лень, можно воспользоваться подсказками. Выполненные в виде загадок, они отлично вписываются в общую стилистику игры и при этом доходчиво поясняют, как решить ту или иную головоломку.
Только в одном разработчики просчитались. Покорить сердца преданных фанатов серии Castlevania: Lords of Shadow едва ли сумеет. Слишком мало в ней той самой «Кастлвании», чье имя нагоняло замогильную жуть больше двух десятков лет. Все эти модные штучки, включая Патрика Стюарта (капитан Пикард из сериала «Звездный путь» 1987-94 годов) в роли рассказчика, ставят игру на одну ступень с самыми современными и эффектными проектами, но не приближают ее к истокам. Впрочем, может, оно и к лучшему.