Первое испытание — слабонервным лучше отвернуться уже сейчас
«Накануне выхода на экраны очередной, шестой части хоррора “Пила”, Konami выпустила одноименную видеоигру», — так начинался наш обзор первой части Saw. К месту эти слова приходятся и сегодня, нужно лишь добавить по единице к порядковым номерам фильма и игры. В кинотеатрах показывают «Пилу 7» (в западном прокате известную как «Пила 3D»), а на консолях выходит Saw II: Flesh and Blood. Правда, если с киносериалом продюсеры наконец-то угомонились — седьмая часть по всем признакам должна стать последней, то эпопея ежегодных игровых адаптаций, кажется, только начинается.
Хоть святых выноси
Удивительно, как за шесть лет успели смазаться впечатления. Сегодня «Пила» в первую очередь ассоциируется с ведрами крови, оторванными лодыжками и сдавленными до толщины блина человеческими головами. Все успели позабыть, что первая часть обходилась минимальной чернухой, и пугала не столько расчлененкой, сколько чудовищными образами — главный герой серии, одноименный маньяк, казался то страшной свиньей в пальто, то еще более омерзительной марионеткой, – и была для своего времени выдающимся триллером.
По крайней мере, выдающихся особенностей «Пилы» хватило на то, чтобы собрать довольно серьезную кассу. Но это как раз тот случай, когда успех одновременно становится и крестом: фильм тут же запустили в ежегодное производство, превратив поначалу в трилогию, затем в тетралогию, а потом и во все, что только можно. Пытки не выдержал даже сам маньяк — любитель смертоносных головоломок умер от рака мозга еще в четвертой, кажется, части.
Фильмам, впрочем, надо отдать должное — портились они долго и нехотя. Чтобы от небанальной идеи скатиться в чернуху и откровенный садизм, разным съемочным группам понадобилась пятилетка с мелочью. Игровая же индустрия справилась всего за год. В 2009-м мы позволили себе сравнить Saw: The Video Game с серией Silent Hill и поставили ей нестыдные семь баллов. Сравнивать Saw II если с чем-то и можно, то это что-то не пройдет никакую, даже самую лояльную цензуру. Дело даже не столько в качестве (хотя и в нем тоже), а в происходящем на экране.
Неудобные вопросы к «Пиле» начали возникать уже после второй части: как, в конце концов, маньяку удается так лихо прятать по десять человек, изуверски их пытать, и при этом не попасться полиции? Saw II в этом плане заступает за черту всякой логики настолько далеко, что никакой черты уже и не видно. Псих целиком оккупировал не то бывшую бойню, не то закрытую фабрику, несколько этажей внушительного здания превратил в пыточные камеры и набрал не меньше сотни жертв. И все свои омерзительные изобретения маньяк пускает в ход прямо на ваших глазах.
Каждые десять минут — интервал строго выдерживается — перед вами раздавливают чью-то голову, кого-нибудь сжигают заживо, растворяют в кислоте, бьют током или хотя бы разрубают огромным топором. От этих картин не мутит и не хочется зажмуриться — это была бы слишком высокая оценка работы Zombie Studios. Желание возникает только одно — вынуть скорее злополучный диск и прекратить эту тупую, бессмысленную бойню. Про благородные идеи г-на Пилы — научить своих жертв ценить и любить жизнь — авторы почти не вспоминают, их занимает насилие как самоцель. А только ради этого выдержать семь монотонных часов в компании «испанских сапог», загнанного в руки битого стекла и повешенных на шею медвежьих капканов получится далеко у каждого.
В этом раунде, похоже, выиграл Пила
Лучше смерть
Saw II, в отличие от первой части, лишена не только всякого смысла или загадочности, но и вообще интереса. Взять, например, сюжет (если это можно так назвать): авторы записали несколько десятков аудиопосланий, целую гору текста, да еще приготовили кучу зашифрованных посланий. Может быть, это задумывалось как увлекательная интрига, но на деле в хитросплетениях обрывочных фактов и запутанных деталей сам черт ногу сломит; запнуться можно уже на главном герое — чтобы понимать мотивы его поступков и быть в курсе предыстории, необходимо держать в голове сюжетную линию из фильмов. Без соответствующей теоретической подготовки делать здесь нечего.
Нечего в прямом смысле — Saw II целиком состоит из решения смертельных головоломок Пилы и монотонных драк с другими участниками опасной игры маньяка. Геймплейно Saw II представляет собой не самый сложный квест, который будто делала команда не совсем психически здоровых людей — во всем, что касается антуража. Но стоит отбросить оторванные руки и заливающую пол кровь, как останутся довольно банальные задачки — выставить правильную цифровую комбинацию на замке, вовремя найти нужный код, пройти по нашпигованному ловушками полу. Второй тип «головоломок» — уклониться от летящего в героя топора или увернуться от пули — решается еще проще, с помощью нажатия обозначенных на экране кнопок.
Точно так же, нажимая подсвеченные кнопки, необходимо и драться. Никакой самодеятельности: вы не можете самостоятельно поставить блок или нанести мощный хук справа — абсолютно все за вас решает сама игра. Непонятно тогда, зачем ей вообще нужны хоть какие-то усилия со стороны игрока — не проще ли усадить его перед телевизором и включить непрерывный видеоролик? Впрочем, здесь уже начинается вотчина киношной «Пилы». И, знаете, уж лучше ее седьмая часть, чем Flesh and Blood.