Забудьте о красотах: чаще всего за полем боя наблюдать приходится с высоты птичьего полета
Уже много лет серия Total War от The Creative Assembly занимает особую нишу в стратегическом жанре. Немногие отваживаются даже подражать ей — о том, чтобы превзойти ее, речи пока вообще не идет. Среди этих немногих есть венгерская студия Neocore Games, которая не первый год старается составить конкуренцию именитой серии.
Лучше быть, чем слыть
На стремлении создать «убийцу» чего-нибудь популярного история многих студий зачастую и заканчивается: получившийся в итоге хромой на все ноги клон продается мизерным тиражом, а разработчики разбредаются кто куда. В Neocore Games, похоже,вовремя спохватились, трезво оценили свои возможности и решили не вступать в самоубийственную войну с Total War на ее же поле, а вместо этого ловко ударить по флангам.
В своей первой игре, Crusaders: Thy Kingdom Come, они сосредоточились исключительно на битвах. В целом игра получилась так себе, но для поклонников жанра оказалась все же небезынтересна: к тактическим сражениям разработчики прибавили ролевой элемент и увязали это с тематикой крестовых походов. От самих походов, правда, в итоге остались только узнаваемые рыцари того времени — никакого вменяемого сюжета в игре не было.
В следующем проекте, King Arthur: The Role-playing Wargame, Neocore уже показали зубы — это была полноценная замашка на трон Total War. К тактическим битвам здесь прибавился полноценный стратегический режим и легендарная личность короля Артура — играподкупала присутствием волшебства, мифических личностей и сплетением реальных исторических событий с выдумкой.
К третьей своей разработке венгры, казалось, подошли во всеоружии. Здесь должны были сойтись и их набитая на предыдущих играх рука, и поддержка издателя, Paradox Interactive, собаку съевшего на производстве исторических стратегий. От Neocore Games все ждали первой по-настоящему масштабной и эпической игры. К сожалению, не сложилось. «Kings' Crusade. Львиное Сердце» — примечательный и по-своему интересный проект, но с играми серии Total War он и рядом не валялся.
Несмотря на все тактические ухищрения, большинство схваток превращается в суматошную мясорубку
Третий класс
Не обошлось без символизма: третья игра Neocore Games посвящена Третьему крестовому походу, что возвращает нас к тематике их первой игры, Crusaders. Кроме этого, Kings' Crusade примечательна выбором главного героя, вынесенного в заголовок — это английский король Ричард I, более известный как Львиное Сердце. В реальности Ричард хоть и дошел до главной цели — Иерусалима, — но освободить Гроб Господень так и не смог. Здесь у «Львиного Сердца», конечно, начинаются расхождения с историей: в игре Ричарду удается захватить город. Помимо этого авторы довольно странно подходят и к некоторым другим важным вещам.
Те же битвы, например, выглядят неожиданно комично: кучки человечков с крестиками на груди, практически не сгибая ноги в коленях, прыгают на суровых восточных мужчин в зеленых одеждах. Осады городов напоминают базар в центре Агры, а Ричард I собственной персоной, взирая на орды врагов пустыми глазницами, разбрасывает тучи сарацин одним взмахом и легким пинком отправляет в затяжной полет кого угодно, как в мультфильмах про Астерикса и Обеликса. А уже потом, к третьему или пятому сражению, дают о себе знать «очки командования» (на них можно заказать катапульты, требушеты, осадные «скорпионы» или ловушки) и даже некоторые ролевые элементы. Так, Ричард и Саладин с помощью игрока придирчиво выбирают мечи посолидней и тщательно обвешиваются защитными медальонами и склянками, словно это не историческая стратегия, а какой-то Warhammer: Mark of Chaos. То же самое касается, кстати, и рядовых отрядов.
В итоге получается очень странный набор: плохо анимированные, со скудными спецэффектами битвы, тщательно проработанный аспект сбора и улучшения собственной армии, и все это на фоне весьма вольного обращения с историей. Чувства ко всему этому возникают противоречивые. В один момент — когда собственными руками сколачиваешь свою армию — Kings' Crusade кажется многообещающей и неординарной игрой, в другой — когда видишь всю условность и схематичность местных боев — хочется скорее включить любую часть Total War и таким образом залечить травму от увиденного.
Хотя стратегический режим серьезно урезан, игроку все же придется провести немало времени в раздумьях над глобальной картой
Сложность выбора
Кроме собственно боев, «Львиное Сердце» пытается развлечь игрока стратегическим режимом. Вопреки ожиданиям, Neocore Games не доработала и не расширила его, а наоборот, сузила. Сама карта в игре довольно ограничена — всего 15 провинций, на которых и разворачивается борьба. Заняться на них особо нечем, как максимум у вас попросят помощи коллеги по походу. Фактически весь стратегический режим в Kings' Crusade построен на одной дипломатии, причем в кампании за сарацин она не доступна. Выбирать, кому помогать, а кому отказать в военной поддержке, волен только сам Ричард.
Сложность в следующем: чтобы поддержать в бою французских, например, крестоносцев, до их расположения еще придется идти по занятым врагом землям. Значит, ваши войска изрядно потреплют — учитывая невероятную дороговизну пополнений, этот выбор не кажется самым разумным. С другой стороны, если вы все-таки придете на выручку, в важном сражении французы уже поддержат вас.
Выбирать в конечном итоге только вам, как и решать, стоит ли поддержать Neocore Games покупкой их новой игры. С одной стороны, здесь есть интересные находки в системе управления армией или, например, любопытные дипломатические возможности. С другой — слишком ограничена в размерах карта, не хватает полноценного стратегического режима, а качество реализации боев оставляет желать много лучшего. Поклонников жанра, изголодавшихся по новинкам, «Львиное Сердце», возможно, и сможет удовлетворить. Новичкам же лучше обратиться к проверенной временем серии Total War.